Особенность полотен, которые кажутся живописными, в том, что на самом деле это вышивка.
В Государственном музее искусств имени Кастеева можно увидеть около тридцати полотен, выполненных в столь необычной технике, которая так и называется – живопись иглой.
– Вышивкой я увлекся благодаря своей старшей сестре Айжан, которая, в свою очередь, училась у известной мастерицы, художницы Раушан Базарбаевой, – рассказывает художник. – Наблюдая за тем, как работает сестра, я часто не мог оставаться в стороне и вызывался помочь.
Благодаря этому я научился работать в технике батик. Так что мой творческий путь начался с декоративно-прикладного искусства. Однако мне всегда были интересны также живопись и графика. В итоге я научился сочетать все свои увлечения и нашел собственное направление в работе.
Убедиться в этом можно, посетив выставку работ Турбая Муратбека. Экспозиция носит название SÚR-AQ, в которое вложено несколько смыслов. В частности, если переводить дословно, то это сочетание серого и белого, так художник по-своему добавляет красок в нашу однообразную серую повседневность. Кроме того, два слова в названии можно объединить в одно – сұрақ, что переводится как вопрос. Тогда раскрывается философский смысл экспозиции.
Авторские полотна наполнены особым теплом, сюжеты его картин посвящены семье, детям и природе. Каждая работа пробуждает самые светлые воспоминания и наполнена особым умиротворением. Например, в воспоминания о детстве погружают такие произведения, как «Мороженое», «Весть», «Правнук» или «Утро». В свою очередь «Гнездо», «Полёт», «Взлёт» или «Сакральное дерево» воспевают красоту природы родного края.
Удивительно, что если не всматриваться, то создается полное впечатление, что работы написаны красками на холсте, а не вышиты.
– Вышивка – особый вид искусства, близкий к живописи. Она была известна древним цивилизациям, а сегодня приобретает новый характер и выполняет уже не ритуально-мистическую, а эстетическую функцию, – говорит куратор выставки Самал Мамытова. – Каждое вышитое произведение предназначено не только для придания интерьеру красоты, но и для того, чтобы оно представляло собой какую-то маленькую историю или отражение жизни художника. В этой связи автор создает сложные композиции, присущие его духовному миру. Работы художника восхищают своей аккуратностью и филигранностью техники исполнения, даже если их рассматривать очень близко, стежки практически не заметны – это удивительно.
Выставка будет работать до 24 ноября.
Статья опубликована в №127, от 29.10.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "За стежком стежок".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!