Скульптура «Қара Шапан» (в переводе с казахского языка «Черный Чапан») красуется на углу Панфилова и Кабанбай батыра напротив Казахского национального театра оперы и балета имени Абая.
Трехметровая скульптура чапана соткана из металлической проволоки разной толщины, и, несмотря на то что на самом деле материал сложный и неподатливый, кажется, что выкроен он был из цельного куска ткани. Над скульптурой работал казахстанский современный художник Сырлыбек Бекботаев. Воплотить творческую задумку в жизнь художнику помогли казахстанские меценаты при поддержке акимата Алматы. Задумка автора проста: напомнить времена, когда номады обменивались чапанами как материальным символом уважения, единства и взаимопонимания, скрепляя союзы и договоренности.
– Уже давно у меня зародилась идея изготовить скульптуру в виде чапана. Впервые я скульптуру в виде чапана сделал в 2007 году. Однако она была по размеру небольшой. В таком масштабе скульптура была впервые представлена во время проведения Всемирной выставки EXPO-2017 в Астане в национальном павильоне «Нур-Алем». На эту инсталляцию у меня ушло где-то три недели. Были еще и другие формы чапана, у нас разные варианты есть. В Алматы поставили обычный сидячий чапан, который могут носить мужчины и женщины. Это культурный код нашего степного народа, – сказал Сырлыбек Бекботаев.
Замысловатое плетение складывается в абстрактный орнамент, напоминающий узбекский абровый шелк, а лохматые слои металлической вязи, один за другим сложенные внахлест, отсылают к войлоковалянию. Протяженность проволоки составила более 10 километров, общий вес – около полтонны.
– Все делалось вручную. Мне помогли мои друзья – художники Оралбек Кабоке и Дауренбек Бекназаров. Без них я бы работал еще дольше. Собиралась скульптура из кусочков и сплеталась с помощью проволоки. Очень трудозатратно и травматично, – рассказал мастер.
За свою работу, как признался Сырлыбек, ему дали гонорар. Сумму он назвать отказался.
Скульптура в первый же день привлекла внимание алматинцев и гостей города. Прохожие активно начали фотографироваться возле нее. Скульптура словно возвратила всех к казахской и центральноазиатской культуре.
– Я работаю гидом. Всегда очень радуюсь, когда появляется что-то новое, потому что это увеличивает притягательность города. Я вчера видела, что скульптура была занавешена белой тканью. Понимала, что будет какая-то скульптура и вот сейчас увидела. Интересно. Черный чапан. Мне нравится, – добавила алматинка Анна Дегтярева.
Сырлыбек Бекботаев окончил Казахско-турецкий университет в Алматы по специальности «Рисунок и графика». Состоял в арт-группе «Кызыл трактор». Он мультидисциплинарный художник. Его интересует все – от живописи, графики и фотоарта до инсталляций и перформанса.
Особое внимание художника привлекает исследование кочевнической философии с точки зрения человека, никогда по-настоящему не испытавшего жизни в степи.
Статья опубликована в №57 от 06.05.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «10 километров искусства».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!