Провели его в рамках выставки «Мир посуды кочевников», на которой представлено большое разнообразие казахской традиционной посуды, изготовленной из различных природных материалов – кожи, дерева, металла, а также фарфора, фаянса.
При этом большинство экспонатов сделано из экологически чистых органических материалов, которые играли очень важную роль в традиционном быту казахов.
Керамика IX – начала XІІI веков – яркое, самобытное явление, в котором предшествующий опыт декоративного оформления передавался из поколения в поколение и сочетался с новаторскими технологическими и художественными направлениями. Керамические сосуды дают возможность проследить динамику орнамента и декора. В частности, о преемственности согдийских элементов говорят стилизованные головки птиц в медальонах, множество образов животных.
Под влиянием исламского этикета рисунок приобретает все большую условность. В золотоордынском периоде преобладают красноглиняная и кашинная керамика, встречаются типично китайские реалистические изображения птиц, животных и растений, а также меняется колорит и гамма на бело-голубой и черно-синий цвета.
Поливная посуда эпохи Тимуридов характеризуется более реалистически трактованным лиственным и цветочным орнаментом. Копирование и подражание китайскому фарфору, особенно характерное для этого периода, сопровождалось и поисками собственного стиля оформления. Он был основан на местных традициях орнаментального декора, все в той же узнаваемой бело-голубой гамме. Таковы блюда с крупными звездчатыми розетками, вихревыми свастиками в окружении миндалевидных медальонов и прочее. На выставке об этом говорит керамическая посуда с художественным орнаментом из памятников Южного Казахстана и архитектурным декором с кобальтовой росписью под прозрачной бесцветной глазурью из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави.
Творческий урок для школьников начался с экскурсии. Школьникам рассказали о таких предметах, как подойник для дойки кобылиц и верблюдиц, деревянная маслобойка, чехол для хранения посуды, сосуд для кумыса и другие предметы посуды, которыми пользовались кочевники. У каждого экспоната своя история.
– Казахский народ широко известен своим гостеприимством. Его главный показатель – богато накрытый дастархан. При этом эстетическое содержание дастархана достигается путем его сервировки красивой, богато украшенной традиционным орнаментом посудой, нередко изготовленной из специально обработанной кожи, дерева и других материалов, – говорит представитель пресс-службы музея Анна Кущенко. – В настоящее время традиционная посуда практически вышла из употребления и заменена современной. В этой связи актуализируются вопросы популяризации знаний и представлений о казахском народно-прикладном искусстве, в частности, традиционном ремесле изготовления и использования традиционной посуды среди современников.
Любопытно, что дети смогли не только увидеть предметы, которыми пользовались их далекие предки, но и попробовать изготовить что-то своими руками. Дети с радостью брали первые уроки гончарного искусства у мастеров. Заливали в формочки смесь из гипса, потом запекали и раскрашивали получившиеся фигурки. Юные алматинцы творили под руководством мастера по гончарному искусству Дариги Касеновой.
– Я провожу такие мастер-классы не первый раз. Они очень стимулируют детскую фантазию, развивают мелкую моторику и тренируют внимание. Мне нравится наблюдать за тем, как раскрывается творческий потенциал детей, – поделилась Дарига Касенова.
Мастер-класс увлек не только детей, но и пришедших вместе с ними родителей, бабушек и дедушек, которые с большим энтузиазмом включились в процесс.
Статья опубликована в №53 от 27.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Эстетика дастархана».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!