С нового учебного года колледжам страны предоставлена академическая свобода.
Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов отметил, что в необходимости данного решения удалось убедить заинтересованные стороны. Ранее уже внедряли аналогичное изменение в сфере высшего образования, и теперь, как считает глава ведомства, можно с уверенностью сказать, что это решение было правильным, сообщает Vecher.kz со ссылкой на пресс-службу Минпросвещения РК.
«Что означает академическая свобода? Раньше при разработке учебных планов и программ колледжи были привязаны к общим типовым учебным планам и программам. Допускалось изменение их содержания только до 50%. Также сетка учебного плана зависела от сроков обучения, а взаимодействие с работодателями зачастую было формальным и заключалось в проведении профессиональных практик и присутствии их в составе государственных аттестационных комиссий. Работодатели, которые в дальнейшем принимали выпускников на работу, не имели полноценной возможности совместно с колледжами разрабатывать образовательные программы и практические занятия, которые будут соответствовать их запросам при приеме на работу», - сказал Асхат Аймагамбетов.
Министр подчеркнул, что предоставленная колледжам академическая свобода кардинально изменит такую ситуацию. И знания студентов будут применимы на практике.
«Во-первых, благодаря новым правилам работодатели будут принимать непосредственное участие в разработке и экспертизе образовательных программ. То есть колледжи могут формировать учебные планы и программы не по общему утвержденному стандарту, а в зависимости от запросов рынка труда, профессионального стандарта, региональных особенностей и так далее. Во-вторых, колледжам предоставлено право определять сроки обучения. Если раньше продолжительность обучения варьировалась от двух до четырех лет и была четко фиксированной, то теперь это будет зависеть от специфики профессии и результатов обучения. Наконец, мы обеспечиваем принцип студентоцентричности в колледжах. У студентов расширяется возможность выбора специализации по интересам. Мы считаем, что разработка образовательных программ с привлечением самих же стейкхолдеров значительно повысит их удовлетворенность качеством образования в колледжах», - сообщил глава ведомства.
Каким будет алгоритм разработки образовательных программ колледжей совместно с работодателями? По словам министра, он включает выявление необходимых компетенций по специальностям, определение результатов обучения, соответствующих требованиям профессиональных стандартов и ожиданиям работодателей, определение взаимосвязи компетенций, методов и критериев оценивания, исследование потребности обучающихся, определение ресурсов для полноценной реализации образовательной программы.
Разработанные образовательные программы проходят экспертизу с дальнейшим включением их в электронный Реестр образовательных программ, который находится в открытом доступе.
«Каждый колледж теперь вправе полностью обновлять и составлять учебные программы и планы в зависимости от требований рынка труда и работодателей, готовить востребованных специалистов посредством самостоятельного определения технологий обучения, форм организации и контроля учебного процесса, вводить в содержание образовательных программ модули. Это дает возможность студентам играть активную роль в принятии решений о том, что они изучают, приобрести широкие компетенции и соответствовать потребностям рынка труда и общества, что также будет способствовать большей мотивации и вовлеченности», - подытожил Асхат Аймагамбетов.