О нехватке водителей в самом крупном автопарке мегаполиса рассказали в ТОО «Алматыэлектротранс». Как отметили представители предприятия, во всех автопарках республики, имеется проблема с водителями общественного транспорта (далее – ОТ). Это связано со сложной системой подготовки и выдачи прав категории D и подкатегорий Tb, а также требованием к стажу работы.
Стоит отметить, что в 2014 году в Закон «О дорожном движении» были внесены изменения согласно которым право на управление транспортными средствами категорий D и Тb получили лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие стаж работы водителем не менее пяти лет. Учитывался и стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории «D1», не менее трех лет.
В настоящее время в ТОО «Алматыэлектротранс» трудится 2001 водитель (1698 водителей автобусов и 303 троллейбусов).
– Сегодня нам не хватает более 20 водителей автобусов и троллейбусов. Большая часть желающих не подходят по требованиям для работы на общественном транспорте по стажу или категории. Однако, чтобы получить категорию, нужна выслуга лет. Где будет отрабатывать водитель стаж, чтобы устроиться на работу? Получается замкнутый круг, – говорит представитель ТОО «Алматыэлектротранс» Айгуль Жұртбайқызы.
Чтобы выяснить, с чем связаны изменения в законодательстве, сотрудники предприятия отправили запрос в Комитет административной полиции.
– В их ответе ужесточение правил объясняется высокой аварийностью среди водителей общественного транспорта. Кроме того, они пояснили, что после принятия мер на дорогах уменьшились ДТП со смертельным исходом. Однако хотелось бы напомнить, что в нашем автопарке все водители перед приемом на работу проходят курсы переподготовки, где изучают правила дорожного движения и технику безопасности. Наше предприятие трудится в рамках закона, – говорит спикер.
Еще одной проблемой предприятия, по словам специалистов, стала нехватка мощностей существующих газовых заправок для ОТ.
– Мы закупаем новые газовые автобусы в целях улучшения экологии Алматы, но заправки работают в среднем не более чем на 50% от установленной заводской мощности. Зачастую это связано с ненадлежащим и несвоевременным техническим обслуживанием АГНКС. Обычно для заправки одного автобуса требуется 15 минут, однако зачастую, особенно в летнее время, когда компрессоры заправок перегреваются из-за жары, автобусы вынуждены сходить с линий, так как стояли в очереди и не успели заправиться в ночное время. В автобусном парке № 3 мы своими силами вместе с акиматом построили газовую заправку, что немного облегчило положение дел. Также идет процесс капитального ремонта нашей заправки в автобусном парке № 2, который должен завершиться в конце третьего квартала текущего года. Тем не менее хотелось бы, чтобы с увеличением количества новых автобусных маршрутов, учитывали необходимое количество заправок, – говорит Айгуль Жұртбайқызы.
Также, по ее словам, в прошлом году зарплата водителей повышалась на 10% и 20%. Самая высокая оплата (в среднем 650 тысяч тенге в месяц) у водителей с правами категории Е, которые управляют крупногабаритным транспортом – автобусами особо большого класса. Чуть меньше получают водители с категорией D, у них и автобусы легче.
– Водителям срезают зарплату из-за жалоб пассажиров, а у компании срезают субсидии от государства, – рассказывает представитель предприятия Айгуль Жұртбайқызы.
В свою очередь со стороны ТОО «Алматыэлектротранс» были направлены письма относительно поправок в закон «О дорожном движении»: председателю Профсоюза работников транспорта и автомобильных дорог РК, заместителю Председателя Мажилиса Парламента РК, а также в Департамент полиции Алматы, Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, Комитет Административной полиции Министерства внутренних дел РК.
– Мы просим, чтобы из Закона «О дорожном движении» убрали пункт, который предусматривает обязательный стаж работы не менее трех лет по категории D, предназначенной для перевозки пассажиров. А также просим уменьшить возраст до 21 года. Ждем, что с принятием мер со стороны профильных министерств ситуация изменится, – резюмировала она.