На площадке Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения представители Общественной палаты Мажилиса Парламента РК, общественные активисты и политологи обсудили вопросы развития местного самоуправления и главные причины недостаточной интенсивности его развития.
В центре внимания экспертов были вопросы правовой институционализации местного самоуправления в РК, влияния выборности акимов сельского и городского уровней на развитие местного самоуправления, роль маслихатов, мотивы и возможности участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Рассмотрение этих тем проходило в рамках подготовки пакета законодательных актов по проблемам местного самоуправления и модернизации политической системы, расширения влияния граждан на процесс принятия решений.
Председатель Гражданского альянса Алматы Каиржан Абдыхалыков считает, что в обществе назрела необходимость реформирования системы местного самоуправления. Данный вопрос уже обсуждается в течение ряда лет. Он подчеркнул важность системного подхода к решению задачи по совершенствованию местного самоуправления.
– Во-первых, актуальным является определение правовой институционализации местного самоуправления, то есть в какой форме должен быть реализован данный вид управления. Есть предложения использовать ОСИ, сходы людей в сельской местности, кенесы. Важно, чтобы любая форма самоуправления была главным образом для людей и удовлетворяла нужды простых жителей.
Во-вторых, считаю, что следует разграничить систему местного самоуправления согласно территориальной специфике. То есть в условиях разнопрофильных задач в городе и ауле есть необходимость создания нескольких моделей местного самоуправления: отдельно для городских жителей крупных мегаполисов, для горожан областных и районных городов и для жителей поселков и аулов. В условиях города первой ступенью самоуправления на местном уровне могут быть использованы такие формы, как ОСИ и ПТ, так как они уже являются своеобразным сходом выбранной жителями на добровольной основе группы людей, которые заинтересованы, чтобы в их сообществе были порядок и стабильность.
В-третьих, необходимо рассмотреть опыт работы территориальных общественных советов (районные, городские и областные), так как за последние семь лет их деятельности накоплен хороший опыт взаимодействия с населением, и, главное, общественные советы умеют и могут осуществлять диалог между обществом и государством, – сказал Каиржан Абдыхалыков.
По мнению общественника, здесь необходимо внимательно изучить опыт такого рода структур за рубежом. Пока же переход структур общественных советов в форму местного самоуправления невозможен на основе действующего законодательства, для этого необходимо менять нормативные принципы функционирования данных структурных единиц.
– Следует детально подойти к предложению создания маслихатов в городских районах крупных мегаполисов. Надо просчитать, насколько создание еще одной структуры с выделенным бюджетом будет оправданным с учетом необходимости развития местного самоуправления, для развития которого актуально усиление полномочий депутатов маслихатов всех уровней, особенно в части реального контроля расходования средств из госбюджета. Есть также необходимость создания правовой основы регулирования деятельности маслихатов районов в связи с предполагаемой выборностью акимов данных территориальных единиц. В будущем избранные акимы районов должны знать и уметь применять в своей работе различные уровни взаимодействия как с маслихатами, кенесами, так и с другими органами местного самоуправления, – заключил Каиржан Абдыхалыков.
По мнению директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева, несмотря на наличие в проекте закона «О местном самоуправлении в РК » отдельных положительных моментов, его принятие в предлагаемой редакции чревато негативными последствиями для реформирования и дальнейшего развития местного самоуправления. Это может отрицательно отразиться на состоянии и развитии городских и сельских населенных пунктов Казахстана.
– Фактически данные кенесы призваны заменить территориальные советы местного самоуправления, созданные в указанных административно-территориальных единицах в соответствии со статьей закона, – говорит он.
В числе слабых сторон Чеботарев назвал отсутствие проекта закона, регулирующего общественные отношения в области местного государственного управления и определяющего правовой статус и организацию деятельности его органов. Также ограничение форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления преимущественно участием в выборах соответствующих акимов и членов кенесов.
– В законопроекте отсутствует, в частности, порядок инициирования и реализации гражданами социально значимых проектов в рамках бюджета народного участия, предусмотренного в Концепции развития местного самоуправления в РК до 2025 года. Есть противоречие рассматриваемого законопроекта Конституционному закону РК «О выборах в РК» и Концепции развития местного самоуправления в РК до 2025 года, – констатировал эксперт.
Андрей Чеботарев назвал слабыми звеньями и отсутствие процедуры отзыва членов кенесов по инициативе избирателей; отсутствие статуса и полномочий маслихатов как органов, которые, согласно Конституции РК, участвуют в осуществлении местного самоуправления; отсутствие компетенции, организации и порядка деятельности администрации местного самоуправления, предусмотренной в Концепции развития местного самоуправления, и другое.
– В связи с этим необходимо серьезно доработать рассматриваемый законопроект с целью устранения в нем отмеченных выше критических моментов и расширения возможностей для граждан и формируемых ими структур по осуществлению и развитию местного самоуправления, – резюмировал Андрей Чеботарев.
Статья опубликована в №72 от 13.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Стержневой элемент»
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!