О знаниях, воспитании, инклюзии, ИИ и многом другом

О знаниях, воспитании, инклюзии, ИИ и многом другом Фото из личного архива Сандугаш Атейбек

Алматы является одним из лидеров в сфере образования страны. О нынешнем состоянии дел и перспективах корреспондент «Вечёрки» побеседовал с заместителем директора Городского научно-методического центра новых технологий в образовании (ГНМЦНТО) Управления образования Сандугаш Атейбек.

– В 2024 году на базе ГНМЦНТО были созданы Городской дошкольный ресурсный центр и Городской инклюзивный ресурсный центр, они основаны в рамках Дорожной карты по реализации программы развития Алматы до 2025 года и среднесрочной перспективы до 2030 года, – говорит наша собеседница. – Данные организации полностью подтвердили свою востребованность благодаря действенной методической помощи педагогам и родителям учащихся.

Кроме того, открыл свои двери проектный офис «Целевые школы», который оказывает методическую поддержку. Квалификационная категория определяется опытом и результативностью работы педагога и подтверждается в ходе аттестации. В 2024 году квалификационную категорию «педагог-мастер» подтвердили 108 учителей, что на 55% больше, чем в 2023 году. Рост уровня квалификационной категории существенно влияет на качество знаний школьников.

– В этом году завершается трехлетняя программа развития кадрового потенциала работников образования «Алматинские школы», направленная на создание качественно новой образовательной среды в мегаполисе. Что можно рассказать об этом проекте?

– Стандарт «Алматинская школа» включает состояние материально-технической базы организаций образования (модифицированные предметные кабинеты, STEM-кабинеты, кабинеты по робототехнике, интерактивные панели и доски, компьютерную технику, скоростной Интернет и др.), а также повышение квалификации педагогов. В 2024 году за счет местного бюджета 168 предметных кабинетов распре- делено в 88 школах (химии – 44, физики – 52, биологии – 47, робототехники – 25). В рамках подушевого финансирования открыто 124 кабинета в 87 школах (24 – химии, 21 – физики, 23 – биологии, 36 – STEM и 20 – робототехники). 

Обучение по программе «Алматинская школа» осуществлялось в 2021–2022 годах в два потока в 100 школах мегаполиса. Его прошли управленческие команды (директор, заместитель директора по учебной работе и инициативный педагог) по восьми модулям. Одновременно по программе обучились 11 200 педагогов.

С 2022 года реализовывается проект «Зарубежная стажировка». Первыми пятидневную международную стажировку в Финляндии и Эстонии по обучению основам современного образовательного менеджмента прошли 50 руководителей школ второго потока обучения по программе «Алматинская школа». В 2023 году 150 директоров, заместителей и педагогов школ посетили наиболее престижные организации образования Эстонии, Финляндии, Сингапура, Швейцарии и Великобритании. В рамках проекта педагоги, члены управленческих команд повышают квалификацию, изучая иностранный опыт. В 2024 году более 400 педагогов посетили Сингапур, Южную Корею, Японию, Малайзию, Польшу, Швейцарию и США. 

– Какие основные мировые образовательные тренды находят применение в Алматы в среднем образовании и ТиПО?

– В организациях среднего образования широко внедряются такие мировые практики, как ранняя профилизация и предпрофессиональная подготовка. В 9–11-х классах открываются медицинские, педагогические классы, кабинеты автодела и военной подготовки, реализуются современные методы взаимодействия семьи и школы. В образовательном процессе применяется искусственный интеллект, дети с особыми образовательными потребностями привлекаются к проектной деятельности.

В системе ТиПО Алматы внедрены и успешно действуют: дуальное обучение, в том числе впервые в Казахстане с оплатой за наставничество; модульное и кредитно-модульное обучение; ориентация результатов обучения на стандарты WorldSkills; академическая мобильность студентов; двудипломное образование.

Активно осуществляется интеграция студентов и педагогов в мировое образовательное пространство. Речь идет об участии в различных международных мероприятиях, стажировке педагогов и практике студентов в ведущих странах, сотрудничестве и обмене опытом с зарубежными учебными учреждениями.

– Хотелось бы услышать про развитие инклюзивного образования.

– На базе ГНМЦНТО функционирует Городской инклюзивный ресурсный центр (ГИРЦ) и ресурсный центр на базе общеобразовательной школы № 10 для усиления работы педагогов по сопровождению семей с детьми с особыми потребностями в образовательном процессе. Это включает в себя оказание консультационной помощи родителям по вопросам психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивным образованием в 2024–2025 учебном году в государственных организациях образования охвачено 4888 детей, в том числе 1757 детей – в 117 детских садах, 2750 учащихся – в 211 школах, 381 студент обучается в 12 колледжах по профессиям швея, парикмахер, цветовод, столяр, мастер по обуви, массажист.

В 14 школах функционируют 63 специальных (коррекционных) класса ЗПР (задержка психического развития), где обучаются 510 детей.

В 2024 году в организациях среднего образования (ОШ № 10, 63, 116, 157) открыто четыре специальных класса для детей с ментальными нарушениями. В 188 школах города функционируют кабинеты поддержки инклюзивного образования. Классы оснащены материально-техническим обеспечением для проведения специалистами психолого-педагогического сопровождения групповых и индивидуальных занятий с детьми с особыми образовательными потребностями. Созданы все условия безбарьерной среды.

В 2024–2025 учебном году в восьми специальных школах-интернатах обучается 2747 детей с различными нарушениями в развитии. Специальные школы оснащены интерактивными досками, специальным слуховым, тифло- и логопедическим оборудованием, мастерскими, игровыми кабинетами.

В данное время в 21 частной организации дополнительного образования реализуется государственный образовательный заказ на дополнительное инклюзивное образование для детей с особыми образовательными потребностями. 

– Насколько пристально уделяется внимание в детских садах, школах, колледжах города воспитанию детей?

– В основу воспитания легла национальная Единая программа «Біртұтас тәрбие бағдарламасы», утвержденная Министерством просвещения Республики Казахстан. Она основана на шести национальных ценностях. Стратегическая цель программы – вырастить поколение, впитавшее общечеловеческие и национальные ценности, образованное и конкурентоспособное. 

Замечу, что если в учебном процессе предметные олимпиады показывают уровень и качество знаний школьников, то в воспитательном процессе учитывается рост уровня активной позиции школьников и их личностный рост.

С этой целью традиционно в Алматы проводятся масштабные воспитательные мероприятия. Проходят они в три этапа: школьный, районный и городской. К примеру, в 2018 году марафон «Правонарушениям – НЕТ!» охватил 4500 детей, в 2019 году слет-конкурс агитбригад по детским и юношеским объединениям «Наша гражданская позиция» объединил 5200 учащихся. В 2020–2021 гг. в условиях пандемии реализован онлайн-проект ЮНИФЕСТ «Доброта и милосердие – лучшие качества человечества», в рамках которого создано 2800 видеороликов, охват – более 6000 участников.

В 2022 году в алматинском целевом проекте «Школа семейного воспитания» создано 3400 видеороликов, было привлечено 6500 участников, в том числе и активные родители. 

В 2023 году по городскому проекту социальных инициатив «Школьное самоуправление – в действии: «Наше «НЕТ!» имеет значение» было охвачено 7000 человек, в том числе 1500 родителей. 

И, наконец, в 2024 году городской проект «Профессия моей мечты» привлек 8300 учащихся и почти 2000 родителей. Все эти мероприятия проходят в формате агитбригад и детского театра, используются только авторские сценарии, музыкальное сопровождение и снятое детьми видео.

Чем ценен такой опыт? Прежде всего, вовлечением не только благополучных, но и состоящих на профилактических учетах детей, развитием детского самоуправления, личностным развитием детей, которые стремятся показать тему мероприятия, пропустив ее через свое сознание и мироощущение. Заключительное выступление команд-победителей районных этапов проходит в формате гала-концерта. 

– Исходя из сегодняшних тенденций, каким вы видите будущее образования в Алматы, скажем, через пять лет?

– Уверена, что оно улучшится. Одним из главных направлений станет профессиональная востребованность выпускников школ.

В организациях образования Алматы сейчас широко внедряется ранняя профилизация – в среднем звене в вариативный компонент РУПа включаются практико-ориентированные курсы, дополнительное образование, например, робототехника, программирование, прикладные занятия. Открываются предпрофессиональные классы: медицинские, педагогические, военного дела, автодела и другие. В учебный процесс включается дуальное обучение, студенты педвузов и колледжей проходят практику в организациях образования.

Искусственный интеллект уже сейчас применяется на каждом уроке, процесс цифровизации и формирование IT-компетенций поднимут образование на значительный уровень.

Образование Алматы меняется к лучшему в результате реализации задач, поставленных педагогическими коллективами, работающими в рамках программы «Алматинская школа». К 2030 году конкурентоспособность алматинского образования значительно возрастет. 

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

12:51

12:35

12:17

12:00

11:42

11:33

11:26

11:23

11:04

10:47

10:30

10:13

09:56

09:39

09:23

09:07

20:19

19:18

18:54

18:48

18:43

18:25

18:19

17:24

17:16