По информации Национального банка РК, в промышленную эксплуатацию запущен Центр по обмену данными о мошеннических транзакциях – антифрод-центр, сообщает Vecher.kz.
Регулятор при этом проинформировал, что проект реализован совместно с правоохранительными органами и участниками финансового рынка.
Главной задачей антифрод-центра названо противодействие мошенническим операциям. Его работа позволяет финансовым организациям выявлять и блокировать мошеннические транзакции, оперативно реагировать на операции с признаками мошенничества, обмениваться информацией в режиме реального времени между его участниками. Центр также ведет единую базу данных по мошенническим операциям.
Уже имеются и первые результаты. НБ сообщил, что с момента запуска платформы финансовыми организациями и правоохранительными органами установлено около 400 инцидентов по мошенническим операциям и заблокированы средства на сумму порядка 30 млн тенге, связанные с мошенническими действиями.
Дальнейшее развитие антифрод-центра включает расширение технологической функциональности с помощью открытых программных интерфейсов (API) и автоматизации бизнес-процессов. Планируется применение технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности выявления подозрительных транзакций.
Каков же принцип работы антифрод-системы.
Глава департамента IT одной из алматинских компаний Геннадий Качуров пояснил, что системы используются для защиты любых финансовых операций, в том числе в онлайн-режиме, банками, крупными магазинами, платежными системами (Visa, MasterCard и др.). Фактически это система по мониторингу и предотвращению мошеннических операций. Она проверяет каждый платеж в режиме реального времени и блокирует его, если он покажется подозрительным.
Например, если ваш гаджет подхватил вирусную программу, о чем вы и не подозреваете, а она может считать личные данные при заходах в интернет-магазины и т.п. Антифрод-система не позволит мошенникам удаленно потратить ваши деньги с карты и заблокирует подозрительную операцию.
Таким образом, как пояснил эксперт, антифрод-система защищает владельца банковской карты или счета от кражи денег из-за выуживания личных банковских сведений (номер
карты, счета и т.д.). Также защитит пользователей от хищения их бонусов, заработанных в ходе торговых операций. Антифроды умеют выявлять некачественные установки приложений, фейковые лиды, которые в итоге могут облегчить мошенникам проникновение к вашим данным в гаджете.
– Система фильтров в антифроде весьма широкая. За доли секунды делается анализ по транзакции, начиная с истории конкретной карты (счета). Если ранее были блокировки, то система особенно тщательно изучит характер покупки и иные параметры. Вместе с полной информацией о стране, где выпущена карта, данных пользователя идет анализ – пользуется ли он сейчас прокси-сервером, есть ли лимиты на транзакцию и другие моменты, – говорит специалист.
Число параметров, по которым антифрод-система делает мгновенный анализ, может доходить до нескольких тысяч. Например, система может выявить и приостановить подозрительный процесс снятия с одного счета множества мелких сумм и их переход на разные счета.
С запуском нового центра Нацбанк сделал и упреждающий шаг для того, чтобы обыватели были готовы к возможным ноу-хау со стороны телефонных мошенников.
Для предупреждения потенциальных мошеннических действий Нацбанк страны информирует, что сотрудники и представители антифрод-центра никогда не совершают звонки физическим лицам с целью сбора информации или проведения каких-либо операций. Антифрод-центр не взаимодействует с физическими лицами, а работает только с финансовыми, платежными организациями, право- охранительными органами и сотовыми операторами.
Поэтому Национальный банк Казахстана обратился к гражданам быть бдительными и не поддаваться на возможные мошеннические звонки якобы от имени антифрод-центра.
Заодно, несмотря на эффективность защитных технических барьеров, специалисты напоминают об элементарных правилах личной защиты:
- Хранить PIN-код, данные для входа в интернетбанк (логин, пароль, проверочные слова) в безопасных местах и не передавать их посторонним лицам.
- Ни в коем случае не доверять звонкам, даже если собеседник представляется сотрудником банка, правоохранительных органов и предлагает защиту ваших денег и т.п. Можно самостоятельно набрать номер горячей линии банка, в котором вы обслуживаетесь. Ни в коем случае не звоните на тот номер, с которого поступил звонок или который указан в SMS-сообщении или уведомлении, поступившем по электронной почте.
- Не сообщать никому данные своей карты, одноразовые СМС-пароли для подтверждения операций. Если звонящий просит скачать некое приложение на теле- фон, не делайте этого.
- Включить СМС-уведомления от банка. Если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренным в договоре контактным данным.
- Использовать только проверенные и официальные сайты компаний, где вы запланировали покупку.
- Не открывайте подозрительные письма в почте. Никогда не переходите по сомнительным ссылкам из электронных писем и SMSсообщений. В них может быть вшита вредоносная программа, которая крадет персональные данные пользователя. Даже если вы получили ссылку от знакомого вам человека, не спешите переходить по ней.
- Выбирайте банкоматы, расположенные в офисах банка или крупных торговых центрах с видеонаблюдением.