Около 57 млрд тенге потратили казахстанцы на развлечения в 2023 году. Об этом сообщила генеральный директор сервиса онлайн-продажи билетов «Тикетон» Виктория Торгунакова на пресс-мероприятии в Алматы, посвященном особенностям и тенденциям развития сферы культуры, спорта и развлечений в Казахстане.
Спикер поделилась кратким обзором рынка развлечений в Казахстане. Виктория Торгунакова отметила, что, по данным «Тикетона», около 3,5 млн казахстанцев хотя бы раз в год посетили развлекательные мероприятия, а около 2,3 млн делают это на постоянной основе. В целом примерно 1,6 млн соотечественников покупают билеты на мероприятия через платформу «Тикетон». В среднем на развлекательные мероприятия любого характера активные казахстанцы тратят 16 тыс. тенге в месяц. Общие затраты казахстанцев на развлечения, культуру и искусство составили в 2023 году 56,9 млрд тенге – на 13,6 млрд тенге больше, чем годом ранее. Прогноз на 2024 год - 69,2 млрд тенге.
По данным «Тикетона», кинопрокат в денежном выражении занимает 62% от всех событий рынка развлечений, гастрольные мероприятия – 30%, театральные и спортивные события – по 4% соответственно. При этом наибольший прирост по количеству мероприятий в 2023 году наблюдался у гастрольных и спортивных мероприятий: 66% и 87% соответственно.
Казахстанские фильмы в 2023 году показали интересную динамику. Хотя доля сборов от иностранных фильмов составила 67,1% по сравнению с казахстанскими – 32,9%, самым востребованным фильмом прошлого года стал отечественный фильм «Таптым-ау сені», собрав 1,54 млрд тенге зрителей. Второе место в рейтинге фильмов по посещаемости в 2023 году занял «Аватар: путь воды» – 1,17 млрд тенге (старт проката фильма захватил декабрь 2022 года), на третьем месте – «Форсаж 10» с 1,10 млрд тенге сборов. В целом средняя казахстанская картина собирает больше денег, чем зарубежная.
Жители большинства городов, в том числе Алматы, Астаны и Шымкента, чаще всего для просмотра в кино в прошлом году выбирали казахстанскую комедию «Таптым-ау сені». В Петропавловске, Актобе и Костанае чаще всего смотрели в кинотеатрах фильм «Чебурашка». А павлодарцы предпочли историческую драму «Міржақып. Оян, қазақ!».
На рынок оказала определенное влияние геополитическая обстановка. В компании «Тикетон» сообщили, что из 1743 всех мероприятий, заявленных в 2023 году, 12,7% (222) было отменено. Из них на казахстанские отмененные мероприятия приходится 6,63%, на российские – 31,75%, на остальные зарубежные отмененные культурные события – 3,33%.
События прошлого года с пометкой sold out (полная распродажа билетов) распределились следующим образом. Первые три места заняли футбольные матчи в рамках отборочных матчей на Euro-2024: Казахстан – Сан-Марино (27 434 всех проданных билетов), Казахстан – Финляндия (26 392), Казахстан – Северная Ирландия (25 678). Также в пятерку лидеров по полностью проданным билетам вошли фестиваль гик-культуры, который стал очень популярным в последние годы – Comic Con Astana (19 340), Kostanay Music Fest (15 806).
«Ярким свидетельством развития рынка является Ticketon Awards – ежегодная казахстанская премия, которая проводится с 2017 года и освещает достижения талантливых деятелей в области современной казахстанской культуры, искусства, спорта и общественной жизни Казахстана. Премия охватывает 34 номинации и более 300 номинантов в 7 категориях, что делает ее одной из самых масштабных в стране. Цель премии – выявить лучших творческих работ в различных видах и жанрах, добиться признания и поощрить талантливых людей, привлечь внимание казахстанцев к сохранению и развитию культурных традиций», – отметила Виктория Торгунакова.
Она также сообщила, что в этом году в Ticketon Awards появился ряд новых номинаций, которые отражают тенденции культурного и социального развития общества. Ими стали такие номинации, как «Социальная инициатива», «Герой сети», «Проект мирового масштаба», «Культурно-образовательный проект», «Образовательное событие», «Цирковое представление».
«По мере роста социального и культурного самосознания общества, становления Казахстана на мировой арене появилась идея создать в этом году новые номинации. Считаем необходимым обратить внимание общества на отдельные проекты, потому что они достойны оценки и поддержки казахстанцев. Надеюсь, что в этом году премия Ticketon Awards привлечет еще больше участников голосования, и уверена, что в каждой из номинаций победит достойный», – подчеркнула она.
Интернет-пользователи сами голосуют за лучших из лучших в своей номинации на официальном сайте премии – www.award.ticketon.kz. Голосование стартует в феврале этого года и будет проходить до середины марта, а награждение участников состоится после праздника Наурыз.