В истории женской легкой атлетики единственной спортсменкой РК, побеждавшей на чемпионате мира и Олимпийских играх, остается Ольга Шишигина.
Перед Международным женским днем мы позвонили ей и попросили ответить на несколько вопросов.
– Ольга Васильевна, давайте еще раз вспомним вашу спортивную карьеру. С чего она начиналась?
– В спорте я с 1978 года, когда в начальной школе на урок физкультуры пришел тренер с отделения легкой атлетики. Он и предложил мне заниматься. Даже не зная, что это такое, я дала согласие. В тот день, придя домой, с порога заявила: «Мама, меня взяли в спорт». «Ну, раз ты так решила, надо идти до конца», – заметила она. И с этого момента началась другая жизнь. Тренер сразу стал называть меня «маленький танк», потому что я шла напролом. День был загружен до предела. Приходишь из школы, обедаешь, быстро делаешь уроки и бежишь на тренировку. На мое «не хочу сегодня тренироваться» мама, бывало, отвечала: «Назвалась груздем – значит, вперед». Поначалу для меня это было просто забавой. Но затем втянулась, появились результаты, и я задалась вопросом, а смогу ли достичь большего. Все-таки благодаря родителям я с детства максималистка и привыкла доводить начатое дело до конца. В пятнадцать лет меня приняли в алма-атинскую школу-интернат. Режим оказался жестким, родители придерживались его не меньше тренера. Домой я должна была приходить не позже десяти вечера. Никакие оправдания – день рождения, дискотека, автобус задержался, не принимались. «Это твои проблемы», – говорили мне. Единственная поблажка – лишних полчаса потусоваться во дворе, да и то только в выходные. Тренеры Любовь Ивановна и Владимир Николаевич Никитенко были строгими. Для них главное, чтобы был результат, и они вели меня к пьедесталу международных соревнований.
– Вспомните свои победы.
– Первую крупную победу в беге на 100 метров с барьерами одержала на Азиатских играх в Херосиме (1994 год). На следующий год заняла второе место на летнем чемпионате мира в шведском Гетеборге. В том же году завоевала «серебро» на зимнем первенстве планеты в Барселоне (Испания). К «золотому» пьедесталу шла несколько лет. Только в 1999 году в японском Маэбаши сумела показать лучшее время среди спринтеров мира. Это были соревнования в закрытых помещениях.
– Можно ли сказать, что эта победа настроила вас на олимпийское «золото»?
– В какой-то мере – да. У меня, как и у многих спортсменов, не было настоящего детства. Мы провели все годы в упорных тренировках, а это нелегкий труд. Во-вторых, я была уверена, что могу побороться за медаль.
– Когда выходили на финальный забег, о чем думали?
– Быть внимательной: не «проспать» старт. И все вышло так, как на обычных состязаниях. Но, правда, пробежала на «автомате». Все было как в тумане. Лишь на финише, увидев победные секунды, осознала, что стала чемпионкой. Еще в полуфинале сошла одна из фавориток на дистанции 100 метров с барьерами – американка Гейл Диверс. Оставались трое, кто мог реально претендовать на награды, – нигерийка Глория Алози, американка Мелисса Морис и я. У нас были примерно одинаковые результаты, и от того, кто лучше стартует, зависело очень много. Самое трудное – психологически выдержать первый барьер, не проиграть старт. Если потеряешь уверенность в начале, наверстать упущенное на такой короткой дистанции практически невозможно. В финальном забеге нервы оказались крепче у меня, и через несколько секунд я уже держала над головой казахстанский флаг. Это был незабываемый момент в моей жизни. Понимала, что наверняка не приму больше участия в олимпиадах. Ведь она для меня первая и оказалась единственной. Так что удача мне улыбнулась с первой попытки.
Я уже не хочу вспоминать, как меня «кинули» с Атлантой – дело прошлое, а в Сиднее я всем доказала, что по праву заслужила олимпийскую награду. К этой победе я шла всю жизнь.
– Еще год вы выступали, а потом решили сойти с дистанции...
– Да, после Олимпиады в Сиднее я завоевала еще одну бронзовую награду на чемпионате мира в Эдмонтоне (Канада) в 2001 году. Эти старты стали для меня последними. Старые травмы стали давать о себе знать, поэтому попрощалась с большим спортом.
– После большого спорта вы стали преподавателем, а затем два раза избирались депутатом Мажилиса Парламента РК. А чем занимаетесь сегодня?
– Пока отдыхаю. Наша жизнь напоминает спринтерский бег на 100 метров с барьерами. Возьмешь один барьер, а перед тобой еще один стоит…Но я ни о чем не жалею. Есть проекты, которые буду претворят в жизнь.
– Это связано со спортом?
– Со временем узнаете. Больно наблюдать, как наш спорт, в частности легкая атлетика, в республике теряет свою привлекательность. У нас нет резерва во многих дисциплинах. Отсюда и результаты на Олимпийских играх. Последней была Ольга Рыпакова, на которую мы могли положиться. Теперь и она завершила карьеру.
– А вспомните самый лучший для вас праздник 8-е Марта?
– Всегда этот день проходит необычно, но неизменным уже долгие годы остается одно: в этот день я просыпаюсь в цветах. Спасибо за это моему супругу.
Статья опубликована в №25, от 05.03.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Ольга Шишигина: «8 Марта просыпаюсь в цветах»".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!