Недавно художников Астаны пригласили создать муралы и граффити в столице. В то время как в других городах уличное искусство только начинает набирать популярность, в Алматы оно уже давно стало частью городской культуры, превращаясь в востребованный инструментарий. Яркие, выразительные произведения неизменно привлекают внимание жителей и туристов, становясь знаковыми достопримечательностями, сообщает Vecher.kz.
Разумеется, муралы не вечны. По ряду объективных и субъективных причин они могут изменяться, исчезать и это естественно, ведь уличное искусство всегда находится в движении – оно рождается, трансформируется, исчезает, оставляя место новым идеям и художественным высказываниям. Каждая фреска – это отражение времени, настроений и ценностей общества, а его недолговечность лишь порождает динамику городской среды, делая уличное искусство особенным.
Специалисты знают, что судьба муралов всегда зависит от внешних факторов: времени, погодных условий, современного прогресса, смены художественных тенденций или даже общественного мнения.
Иногда фрески исчезают без следа, но часто на их месте появляются новые, вписывающиеся в ритм современности. Этот процесс можно сравнить с обновлением самого города – он никогда не стоит на месте, а постоянно меняется, отражая дух времени. То есть, несмотря на то, что уличное искусство может быть недолговечным, его влияние остается. Оно способно изменить пространство, пробудить эмоции, обратить внимание на важные темы и даже создать особую идентичность города.
О любви алматинцев к этому виду искусства, о его развитии и о том, как сохранить муралы на десятилетия, рассказал корреспонденту Vecher.kz известный художник Мухит Мырза Али Аканай.
– Мухит, что вас вдохновляет на создание граффити и муралов?
– В то время, когда мы с братом рисовали муралы, меня вдохновляли две вещи. Во-первых, сама возможность заниматься этим – это был интересный опыт, особенно в родном городе. Для меня это стало новым форматом искусства, ведь мурал – это не просто живопись, а уже часть монументального искусства. Конечно, по долговечности он уступает, например, мозаике или технике граффито, но технически это все равно большая картина. Огромное преимущество в том, что такую работу видят тысячи людей – это как выставка под открытым небом, но с одной-единственной картиной.
Во-вторых, безусловно, вдохновляет и сам заработок.
– Сколько времени занимает создание мурала – от идеи до последнего штриха?
– Все зависит от обстоятельств. Первый этап – согласование эскиза – может длиться долго, иногда до полугода или даже больше. А сам процесс создания мурала занимает примерно неделю или чуть больше, в зависимости от его размеров и погодных условий.
– Сколько у вас работ, созданных на городских стенах?
– В Алматы у нас пять муралов, четыре из них – официальные, выполненные в рамках мурал-феста, организованного фондом «Дети рисуют мир» при содействии акимата города. Первый мурал был заказан частным владельцем здания. Четыре мурала – крупные, их высота достигает 4–5 этажей. Кроме того, у нас есть еще один мурал в Кызылорде.
– Как, на ваш взгляд, муралы влияют на облик города?
– Муралы действительно преображают город. Благодаря им Алматы можно поставить в один ряд с популярными мегаполисами мира. Наш город и так хорошо известен – благодаря высокогорному катку Медео, фестивалям, форумам и другим значимым событиям и достопримечательностям. Если в Алматы и других городах Казахстана появится больше муралов, это позволит культуре и искусству развиваться в современном ритме, не отставая от стран с высоким уровнем культурного развития.
С 2015 по 2018 год муралы в Алматы создавались на высоком уровне, и многие из них до сих пор остаются в хорошем состоянии. Особенно те, где изображены интересные сюжеты и необычные композиции. Одной из причин их качества стало участие художников не только из Алматы, но и из других городов и даже стран.
Я уверен, что муралы действительно преображают город, и в это необходимо вкладываться. Однако важно очень серьезно подходить к выбору художников, материалов и тематики. Такие проекты не должны решаться на тендерной или конкурсной основе, где приоритет отдается исключительно низкой стоимости, а не качеству работы.
– Вы согласны с мнением, что муралы – это искусство, рассказывающее историю и настроение народа, которое можно увидеть не только в музеях и на выставках?
– Я считаю, что подобных работ, которые действительно можно отнести к искусству, не так много. В своих муралах мне иногда удавалось передать историю и настроение народа. Четыре мои работы выполнены в этническом и национальном стиле, что можно отнести к исторической тематике.
Если говорить о второй части вопроса, то да, это правда – муралы можно увидеть не только в музеях и на выставках, ведь это уличное искусство. Но я считаю, что по-настоящему качественный, продуманный мурал – это искусство, а хаотичная мазня на стене – нет. В целом, у меня довольно субъективное мнение о том, что именно считать искусством. Если мурал действительно отражает какую-то идею, боль или историю народа, его настроение, тогда это искусство. Но, кажется, сейчас таких работ становится все меньше.
Сейчас все, что создается официально и легально, проходит строгую проверку и утверждение городской администрации. Такие муралы должны быть эстетичными, вдохновляющими и отражать жизнеутверждающие ценности – дружбу, любовь, взаимопонимание. На них изображаются яркие и красивые сюжеты, которые вызывают у людей желание видеть и ощущать прекрасное.
Алматы – наш общий, большой и уникальный город. Пусть в нем появляются новые интересные муралы, которые станут его настоящим достоянием и предметом гордости.
– Ваше мнение о скандале с закрашиванием граффити «А давайте бояться вместе»? Как избежать подобных ситуаций в будущем?
(Напомним: граффити с персонажем советского мультфильма – котенком по имени Гав – появилось в 2017 году на улице Кунаева между Макатаева и Маметовой. Автор – уличный художник Паша Кас.)
– Проблемы с муралами возникают по двум основным причинам. Первая – техническая, и она оправдана. Со временем здание стареет, его поверхность разрушается и требует реставрации. Если стена в плохом состоянии, мурал со временем теряет вид или разрушается. Поэтому разумнее всего перед тем, как отдавать стену под роспись, привести ее в порядок – подготовить поверхность, укрепить фасад.
Кроме того, важно использовать качественные краски, чтобы работа сохранялась как можно дольше. Тогда мурал не только украсит здание, но и прослужит городу не одно десятилетие, радуя жителей.
Это одна из ключевых проблем, и она проистекает из более глубокой – из безответственного и необразованного подхода к уличному искусству. Когда создается действительно качественный, эстетически ценный мурал, его следовало бы оценивать независимой комиссией.
– Были ли случаи, когда ваш мурал или граффити закрашивали, уничтожали или портили?
– Да, был такой случай. Граффити «Волчица кормит ребенка» уничтожили во время реставрации здания. Человек, который это сделал, не знал, что это было произведение искусства. Однако, когда ему об этом сообщили, он осознал свою ошибку и пообещал восстановить работу за свой счет этой весной или в начале лета, когда установится стабильная погода.
Я уверен, что с котенком Гавом будет то же самое. Это тоже часть искусства, часть истории города, и такие работы заслуживают сохранения.
– Ваши работы созданы только в Казахстане, или вы также участвовали в международных выставках и фестивалях?
– Пока нет, но уверен, что лучшие времена еще впереди.
– Планируете ли участвовать в фестивале уличного искусства?
– Конечно! Если появится интересная возможность, я с удовольствием приму участие.
А теперь послушаем, как сами алматинцы относятся к муралам.
Зарина Аманжолова, житель города, работник торговли:
– Нравятся, но не все. Считаю, что некоторые муралы с отрицательными героями фильмов, а так же рекламирующие товары – нам в городе не нужны. Я понимаю, что муралы не вечные, они только показывают нам современное видение на актуальные темы. Считаю что если какой-то мурал вышел из строя и его убрали, то нужно отнетись к этому философски, с пониманием. Город меняется и это прекрасно. Считаю, что на муралах актуально смотрятся картины из истории народа, этностиль или социальные темы.
Валентина Петренко, домохозяйка:
– Муралы – сейчас это очень модно, это площадка для самовыражения. Очень рада, что у нас в городе есть не только на домах муралы, но и определена стена, на которой власти города разрешают всем желающим попробовать себя в граффити. Данное веяние моды сейчас на пике, да, красиво, интересно, но одно смущает – не будет ли перенасыщенности от муралов, когда весь город станет как детская книжка, вся в картинках-раскрасках.
Александр Волков, пенсионер:
– У меня есть любимые муралы в городе, их не столь много, но они цепляют за душу. Есть и те, которые в силу возраста, или в силу того, что я не искусствовед, не понимаю. Считаю, что тема, выбранная для написания мурала, должна быть понятна большинству горожан.