От теории к практике: что нужно знать о приложении Ashyq

От теории к практике: что нужно знать о приложении Ashyq Источник фото: Gov.kz

Продолжается разъяснительная работа.


На наиболее часто задаваемые вопросы о приложении Ashyq рассказали в пресс-службе акима Алматинской области, сообщает Vecher.kz. 


1. Есть ли возможность проверять статус удаленно, не заходя на объект?


Да, есть возможность проверки статуса удаленно, из дома, на сайте http://ashyq.kz/.  Для проверки статуса нужно скачать приложение. При этом QR, размещенный на сайте, является нейтральным, т.е. он не привязан ни к одному из объектов бизнеса.


В среднем 3 тысячи граждан в сутки пользуются этим сервисом. В день удаленно выявляется 80-130 граждан с «красным» статусом.


2. Как в приложении отражаются вакцинированные?


На текущий момент информация о вакцинированных гражданах в приложении отсутствует. Ведется работа по интеграции приложения Ashyq с паспортом вакцинации. После интеграции все вакцинированные граждане будут иметь в приложении «зеленый» статус. Также «зеленый» статус будут иметь лица, имеющие актуальный отрицательный тест ПЦР на COVID-19 (72 часа).


«Синий» статус будут так же, как и сейчас, иметь нейтральные лица – не имеющие положительного ПЦР и не являющиеся близкими контактными.


Остальная методология приложения не изменится.


3. Нарушает ли вход в заведения через Ashyq конституционные права граждан на свободное передвижение?


Конституционные права граждан не нарушаются, т.к. Ashyq внедряется субъектами предпринимательства добровольно. Владелец объекта – участник проекта Ashyq – принимает на себя обязательство проверки статусов посетителей. На сегодня при попытке войти на объекты выявлены 1236 граждан с «красным» статусом и 541 человек – с «желтым». Проверка статусов посетителей, в первую очередь, даёт преимущества для самих посетителей. Поскольку, попадая на объект, работающий по Ashyq, риски быть контактным с COVID-положительным человеком минимизируются.


Также предприниматели - участники проекта получают преференции по графику работы по сравнению с другими субъектами бизнеса, так как приложение позволяет выявлять инфицированных граждан.


4. Что такое «синий» статус, безопасно ли для окружающих, что те люди, которые никогда не сдавали ПЦР, имеют по умолчанию «синий» статус, который позволяет им посещать общественные места?


«Синий» статус по умолчанию является нейтральным, т.е. он подтверждает, что его носитель не находится в базе МЗ РК с положительным результатом ПЦР-теста и не является контактным. Изменение статуса посетителя зависит от информации, содержащейся в базе данных МЗ РК.


5. Если болел ковидом, а статус синий, почему не зелёный?


«Зелёный» статус означает, что посетитель зарегистрирован в базе данных как прошедший ПЦР-тестирование с отрицательным результатом. «Зеленый» статус сохраняется в течение 72 часов, далее меняется на «синий».


6. Как обеспечивается безопасность персональных данных (номера телефонов и ИИН)?


Приложение Ashyq находится в защищенном контуре на серверах АО «Национальные информационные технологии», которое является оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства». Следовательно требования к Информационной безопасности повышенные.


7. Есть ли у приложения возможность отслеживать местонахождение граждан?


Мобильное приложение Ashyq не имеет функции отслеживания местонахождения граждан. В настройках телефона каждый пользователь может посмотреть, к чему приложение запрашивает доступ.


8. Что такое тестовый режим? Распространяются ли льготы на тестовых участников? В чем отличие участников и тестовых участников? Сколько длится тестовый период?


Первые 7 дней после получения QR-субъекты бизнеса имеют право работать в тестовом режиме – настраивать процессы, обучать сотрудников и т.д. На организации, работающие в тестовом режиме, распространяются все преференции по льготному режиму работы, предусмотренные Ashyq.


В течение тестового периода мониторинговые группы могут выносить предупреждения в отношении участников, но не исключать их из проекта. По истечении тестового периода при выявлении мониторинговой группой подтвержденных фактов нарушений требований участия в проекте, субъект бизнеса может быть исключен из проекта на 2 недели.


9. Как отличается время работы объектов МСБ, участвующих и не участвующих в Ashyq?


За счет дополнительного функционала приложения, позволяющего выявлять инфицированных граждан, участники проекта получают преференции по графику работы по сравнению с другими субъектами бизнеса. К примеру, в красной зоне запрещена работа бильярдных, компьютерных клубов, боулингов, караоке, выставок и т. д. Но в случае, если предприниматели из вышеназванных сфер работают по приложению Ashyq и проверяют статус посетителей, их работа с определенными ограничениями разрешена. Перечень ограничений и преференций определен постановлением Главного государственного санитарного врача №18 от 30 апреля 2021 года.


10. Будут ли госорганы работать через Ashyq? Отличаются ли их процедуры и алгоритмы по Ashyq от бизнеса?


На данный момент подключение госорганов к проекту Ashyq возможно в качестве добровольцев (без льгот).


11. Куда обращаться в случае неправомерных действий мониторинговых групп?


В Генеральной прокуратуре РК функционирует сall-центр по номеру 115 (звонок бесплатный), куда предприниматели могут обратиться с жалобами на неправомерные действия мониторинговых групп при проведении рейдовых мероприятий по карантинным ограничениям. Кроме того, круглосуточно работают региональные мобильные группы по защите бизнеса.


12. Кто такие добровольные участники проекта Ashyq?


Добровольными участниками проекта могут быть субъекты (согласно ПГГСВ №18), деятельность которых разрешена (к примеру, вузы, банки, промышленные предприятия, частные медицинские центры и другие), и в отношении которых имеются утвержденные алгоритмы ведения деятельности на период карантина.


В отношении добровольных участников проекта Ashyq не распространяются льготы, предусмотренные по Ashyq. Информацию о добровольных участниках проекта также планируется размещать на сайтах акиматов.


13. Как фиксировать иностранцев?


В настоящее время для нерезидентов предусмотрена возможность фиксации через ручной ввод сотрудником субъекта бизнеса номера паспорта. Поскольку при сдаче ПЦР нерезидентами используются данные паспорта, произойдет сверка с базой данных МЗ и будет получен статус.


14. Что делать, если произошел технический сбой с сетью или с приложением?


Как правило, при наличии технических проблем с интернетом, Wi-Fi самого субъекта бизнеса продолжает работать. В этой связи на период сбоев рекомендуем воспользоваться функционалом ручного ввода данных ответственным сотрудником заведения – «режим охранника».


Справочно:


Ashyq – приложение для регистрации посетителей в общественных заведениях. Перед входом в общественное заведение пользователь сканирует специальный QR-код и предъявляет его администратору на входе. Код определяет статус посетителя. Статус посетителям присваивается на основании сверки с информационными системами Единый интеграционный портал ПЦР-исследований и Центр Контроля COVID-19 Министерства здравоохранения РК.


«Красный» статус присваивается, если человек сдал ПЦР-тест на коронавирус и получил положительный результат. Обладателям этого статуса предписано соблюдать строгий режим домашней изоляции.


«Желтый» присваивают контактным лицам. Им разрешено выходить за продуктами или в аптеку возле дома, но запрещено посещать иные общественные места.


«Синий» будет означать свободное перемещение везде, кроме тех мест, где обязателен ПЦР-тест (например, в аэропорту).


«Зеленый» – знак полной свободы передвижения.


QR-код присваивается только субъектам бизнеса. Он представляет собой электронный идентификатор с указанием наименования субъекта, его расположения и иных идентификационных данных. На 1 объект выдается QR-код для входа. Если у заведения несколько входов, то для каждого входа формируется отдельный QR-код.


На сегодняшний день практика применения QR-кодов хорошо себя зарекомендовала в странах Юго-Восточной Азии – Гонконге, Сингапуре, Малайзии. Есть аналоги  и в  других странах.


Что это даст населению?


Безопасность. На сегодня каждый человек, заболевший COVID-19 в любой форме (симптомной или бессимптомной), берет на себя обязательства по соблюдению режима домашнего карантина и заверяет их личной подписью в расписке. Однако мы нередко сталкиваемся с фактами нарушения режима самоизоляции. Заболевшие или близкоконтактные люди посещают общественные места, таким образом создавая угрозу распространения вируса.


Приложение позволяет выявить таких посетителей и не допустить заражения других гостей или персонала.


Как это работает?


За счет интеграции мобильного приложения с общей базой Минздрава определяется статус посетителя: является ли он на данный момент носителем вируса или нет. То есть субъектом бизнеса - участником проекта обеспечивается дополнительный контроль к уже предпринимаемым санитарным мерам (маски, термометрия, проветривание и т.д.). Поскольку риски заражения гостей и персонала существенным образом уменьшаются, проект в перспективе позволит оптимизировать карантинные ограничения для бизнеса и населения.


Кто является разработчиком данного мобильного приложения?


Мобильное приложение Ashyq разработано отечественной IT-компанией по заказу Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК и Министерства здравоохранения РК.


Кому присваивается QR-код – субъекту бизнеса или посетителю?


QR-код присваивается только субъектам бизнеса.


Будет ли эта система ограничивать людей в свободном передвижении?


На сегодня имеются санитарные ограничения по работе отдельных видов деятельности (боулинги, бильярдные, караоке, компьютерные клубы и пр.). Уже почти год они не функционируют. Также имеется ряд объектов (например, фитнес-клубы), чья деятельность ограничена в выходные дни в случае перехода региона в красную зону.


Приложение Ashyq за счет создания условий для более безопасной деятельности, напротив, в перспективе создаст условия для уменьшения карантинных ограничений и упрощения передвижения граждан. 


Почему недостаточно существующей практики термометрии бесконтактным прибором?


Термометрия помогает выявить один из ярких симптомов COVID-19 (повышение температуры тела). Использование данного приложения является дополнительной гарантией безопасности для посетителей и персонала.


Будет ли пользование приложением обязательным для всех?


Ни предпринимателей, ни граждан не будут принуждать пользоваться приложением в обязательном порядке.


С 17 января т.г. в тестовом режиме мобильное приложение Ashyq использует ряд фитнес-клубов, SPA-центров, саун и других объектов, где есть ресепшн. Нахождение в пилоте является добровольным. 


Могут ли другие субъекты бизнеса помимо фитнес-центров и SPA-салонов, использовать это приложение?


Разумеется, так как это в первую очередь обеспечит безопасность посетителей и персонала. По своему желанию.


Алгоритмы участия разных видов бизнеса в проекте будут согласоваться с бизнес-сообществом и санврачами. При этом не планируется принудительное использование приложения в ТРЦ, рынках, магазинах у дома и общественном транспорте, как это пишут отдельные комментаторы в соцсетях.


Насколько это сложно и затратно по времени?



  1. Посетителю необходимо скачать мобильное приложение Ashyq на свой телефон, авторизоваться по номеру телефона, ввести ИИН (1 раз. Лучше заранее);

  2. При входе в заведение необходимо просканировать QR-код заведения для регистрации своего посещения. На экране отобразится статус (синий, зеленый, красный или желтый).

  3. При выходе - необходимо просканировать QR-код, чтобы зафиксировать свой выход.


Будет ли система создавать ограничения для людей, не имеющих смартфонов?


В случае отсутствия смартфона у посетителя либо возникновения сложностей при скачивании данного мобильного приложения, ответственному лицу-сотруднику заведения будет дана роль в приложении, с помощью которой он сможет зафиксировать вход посетителя посредством введения его ИИН.


Что означает цвет статуса?


Зеленый статус – посетитель обозначен в базе данных как прошедший ПЦР-тестирование с отрицательным результатом на COVID-19.


Синий статус – нет результатов ПЦР-тестирования, не числится как контактный.


Желтый статус – обозначен в базе данных как контактный.


Красный статус – зарегистрирован в базе с положительным результатом на COVID-19.


Нужно ли сдавать ПЦР-тест перед каждым посещением объекта?


Нет, сдавать тест перед каждым посещением не требуется.


Как долго сохраняется статус?


Все статусы являются временными. Зеленый – 3 дня. То есть ровно столько, сколько действительна справка ПЦР.


«Красный» или «желтый» - снимаются сразу же после отрицательного результата ПЦР-теста и окончания режима положенной изоляции заболевшего или близкого контактного лица. 


Связан ли данный проект с началом массовой вакцинации в стране?


Данный проект никак не связан с вакцинацией против КВИ.


Будет ли данный проект учитывать заболевших иными инфекциями (ОРВИ, грипп и т.д.) ?


Данный проект никак не связан с другими инфекционными заболеваниями.


Является ли обязательной установка QR-кода для ТРЦ, аптек, магазина у дома?


Нет, установка приложения для этих объектов не была предусмотрена проектным офисом, за исключением случаев, когда субъект бизнеса хочет установить добровольно.


Для чего сканировать QR-код при выходе из заведения?


Для контроля режима работы заведения. Приложение позволяет анализировать (обезличенно) количество одновременно находящихся в заведении посетителей и часы его работы. Таким образом, потенциально уменьшается необходимость проведения мониторинговых проверок.


Где в мире уже внедрялась подобная практика?


На сегодняшний день практика применения QR-кодов себя хорошо зарекомендовала в странах Юго-Восточной Азии - Гонконге, Сингапуре, Малайзии. Есть аналоги в других странах.


Куда передаются данные по ИИН?


Данные никуда не передаются и остаются в профиле приложения. По введенным данным осуществляется проверка статуса пользователя при сканировании QR кода.

Будет ли создан официальный аккаунт по пилотному проекту, где будет освещаться вся необходимая информация?


Сейчас запущена служба технической поддержки в телеграмм @support_ashyq_bot. Рассматривается подключение и других каналов в случае тиражирования приложения. 


Палата предпринимателей Алматинской области продолжает разъяснительную работу с бизнес-сообществом и формирует списки желающих участвовать в проекте. По всем вопросам касательно приложения «Ashyq» можно обратиться в РПП «Атамекен» по телефонам: + 7 775 594 5977 (Жамбулатова Дана Даулетовна), +7 775 894 6061 (Даулетбекова Акерке Нурдаулеткызы).


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

22:11

21:34

17:58

17:24

16:52

16:17

15:42

15:06

14:33

13:57

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06