Продажа энергетиков в Казахстане выросла на 42%.
Затянувшийся период пандемии внес свои коррективы в макротренды казахстанской экономики и повлиял не только на покупательскую способность граждан страны, но и на их привычки и предпочтения, сообщает Vecher.kz.
Аналитики исследовательской компании NielsenIQ рассказали о том, как изменилась продуктовая корзина казахстанцев на примере напитков.
«Энергетики внезапно стали самой обширной категорией. Их продажи по сравнению с прошлым годом выросли на целых 42% в период с марта 2020-го по февраль 2021 года. В целом за последние 2 года энергетики поднялись с четвертого места на второе из пяти категорий безалкогольных напитков», – говорится в сообщении.
Неожиданный на первый взгляд факт популярности энергетиков объясняется тем, что их целевая аудитория – молодые люди до 35 лет – составляет около 33% от общего населения Казахстана. Лидирующим брендом среди энергетических напитков стал Gorilla в объеме 450 ml. Его доля на рынке выросла на 2%, а продажи в деньгах увеличились на 64%.
Первое место в доле рынка в категории напитков все также занимают газированные напитки, хотя их рост продаж в деньгах отстает от энергетиков в четыре раза.
Основным игроком остается компания COCA COLA CO – ее продажи в денежном выражении выросли на 6,9%, а доля на рынке составила 32,7%. На втором месте производителей безалкогольных напитков расположилась компания PEPSICO – продажи + 13,6%, доля на рынке – 8,8%. Третий по продажам – ТОО «Юникс» с долей 7,6% и ростом продаж +4,3%.
В тройку самых растущих категорий вошли минеральная вода (+20%) и безалкогольные напитки (+ 11%). Одним из интересных трендов минувшего года стал спрос на упаковки больших объемов – 1,5- и 2-литровые. Это легко можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, в период карантина и самоизоляции казахстанцы стали предпочитать закупаться впрок. Во-вторых, в летнее время из-за закрытых заведений и торговых центров люди стали больше проводить время на природе, и тем самым больше стали потреблять напитки и воду.
Среди топовых СКЮ расположилась минеральная вода Borjomi 0,5L. Бренд показал рост продаж в деньгах за последний год +36,6%, что может быть связано с усиленной заботой казахстанцев о своем здоровье и иммунитете во время пандемии.
Категория холодных чаев пользуется наименьшим спросом – их продажи в деньгах выросли только на 0,4 % за период март 2020 года – февраль 2021-го. Примечательный факт, что в самые сезонные для безалкогольных напитков месяцы (апрель, май, июль, август), в прошлом году наблюдается падение объемов продаж. В среднем падение в литрах составило -3%, а самым пиковым для падения месяцем стал июль 2020 (-8%).
Предпочтения людей изменились не только в категориях напитков, но и в том, где их приобретать. Такие каналы продажи, как открытые рынки, упали на 10,7%. Зато лидерами стали небольшие магазины у дома – их объем по продажам напитков вырос на 20,8% и составил долю 68,2%.
Эта динамика, естественно, объясняется карантинным режимом, во время которого рынки были закрыты, а казахстанцы предпочитали закупаться в магазинах недалеко от дома, чтобы уменьшить риск своего заражения. На втором и третьем местах расположились супермаркеты с долей в 19,5% (+1,7%) и большие магазины формата экспресс с долей 9,0% (+23,1%).
В целом, карантин довольно серьезно заставил казахстанцев пересмотреть свою продуктовую корзину и отношение к покупкам. Инфляция, страх перед ростом цен и нехваткой продуктов заставляют жителей страны закупаться впрок и больше уделять внимания товарам со скидками.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!