Желание быть красивой, чтобы нравиться окружающим, пожалуй, один из важных аспектов в жизни женщины.
Женщине важно всегда и при любых обстоятельствах выглядеть ухоженно, независимо от того, где бы она ни находилась. Это касается и мест лишения свободы. Корреспондент «Вечерки», побывав в женской исправительной колонии – учреждении №10, узнала, удается ли осужденным сохранять красоту и женственность в неволе. Разрешено ли здесь пользоваться косметикой и носить красивую одежду.
Содержание женщины в колонии мало чем отличается от содержания мужчины. Единственное, что женщинам необходимо, - больше вещей и предметов личной гигиены. Для начала давайте узнаем, что можно иметь при себе представительницам слабого пола в закрытом исправительном учреждении, а также получать в передачах.
Утвержденный в 2014 году перечень разрешенных вещей включает в себя следующее:
Одежда, головной убор, шарф, обувь и постельные принадлежности установленного образца, перчатки или варежки, тапочки комнатные (одну пару), нательное белье (теплое и простое), футболки, свитер, спортивный костюм однотонного черного, темно-синего либо темно-коричневого цвета, спортивная обувь по одному комплекту (спортивные костюм и обувь используются на спортивных мероприятиях).
Платки носовые, поясные ремни, чулочно-носочные изделия, колготки, полотенца, косынки, рейтузы, пояса, бюстгальтеры, марля, гигиенические прокладки, заколки, выполненные на резиновой основе, вата, бигуди пластмассовые, нательные крестики и предметы культа, изготовленные из недрагоценных металлов станки безопасные (разового использования) и приспособления для стрижки ногтей хранятся под учетом начальников отряда.
Из туалетных принадлежностей разрешены: косметические принадлежности не на спиртовой основе, мыло туалетное и хозяйственное, стиральный порошок, туалетная бумага, зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, шампунь, гель для душа, кремы, пена для бритья, расческа, кроме металлической, мочалка или губка, дезодорант шариковый или твердый.
По словам осужденных, косметические средства – далеко не самое важное в колонии или СИЗО. Гораздо важнее для женщин иметь средства личной гигиены, с которыми часто возникают проблемы. Ежемесячно в колониях выдают гигиенические наборы, в которые входят 25 метров туалетной бумаги и 10 прокладок.
«Да, средства женской гигиены – это действительно важный вопрос, который поднимался не раз. Осужденным выдаются прокладки. Но, что такое эти 10 прокладок? У каждой женщины своя физиология, и в определенный момент нужны разные виды прокладок: ночные, потоньше, ежедневки. Это хорошо, если родственники привозят. А если от женщины все отказались, и ей некому привезти? Вопрос спецификации отдельных средств гигиены необходимо пересмотреть, потому что не должна женщина, отбывающая наказание, в XXI веке пользоваться тряпочками – отходами швейного производства. А кроме прокладок женщине, чтобы сохранять красоту, нужны еще и бальзамы для волос, какие-то уходовые средства. Я считаю, что, если женщина оказалась за решеткой, нельзя лишать ее возможности оставаться женщиной», – подчеркнула заместитель начальника учреждения №10 Гульжамиля Байтемирова.
Достаток в колонии сильно зависит от того, есть ли у заключенной близкие или родственники, которые готовы передавать с воли необходимые вещи. К сожалению, у большинства ситуация противоположна мужчинам. Если девушка оказывается в местах лишения свободы, от нее быстро все отказываются.
На языке юриспруденции люди, отбывающие наказание, называются спецконтингентом. Женщина осужденная воспринимается как преступившая не только закон, но и как нарушившая естественный порядок женского предназначения. Мрачная серая роба – это весь гардероб на несветлое ближайшее будущее этих женщин. Знаете ли вы, кому принадлежит идея одеть всех женщин в СССР, отбывающих наказание в женских исправительных учреждениях, в единую форму?
Немного истории
Идея создания единой женской формы для осужденных принадлежит Валентине Терешковой. После своего сенсационного полета в космос Терешкова стала активно участвовать в общественной и политической жизни страны, долгие годы возглавляя Комитет советских женщин. В рамках своей должности она совершила множество рабочих поездок по СССР, посещая различные учреждения, в том числе женские исправительные колонии.
Прибыв с рабочим визитом в Харьковскую колонию, Терешкова была поражена внешним видом заключенных там женщин. Дело в том, что в те годы в не столь отдаленных местах были введены некоторые послабления тюремного режима. В женских колониях это ярко выражалось в отсутствии единой формы. Арестантки имели возможность приобретать в тюремных магазинах ткани и шить одежду по своему вкусу. Естественно, женщины пользовались такой возможностью и создавали себе наряды, мало чем уступающие модным образцам.
Конечно, Валентина Владимировна не могла не обратить внимания на разряженных арестанток, подчеркнув: «Да они одеты лучше, чем я!» И тогда появился серый комплект формы, состоявший из юбки, пиджака и сапог в любое время года. Зимой еще выдавали носки и фуфайку. Ношение платка было обязательным, чтобы не допустить распространения педикулеза.
Как выглядит одежда арестанток в наше время
Сегодня у осужденных казахстанских женщин и несовершеннолетних девочек также остается единая роба, мало чем отличающаяся от советской: основной комплект состоит из юбки, куртки и брюк. Куртка и брюки снабжены одной светоотражающей полосой, нашитой на концах штанин брюк и рукавов куртки, а также по всей ширине спины. Эти же требования относятся и к зимней форме одежды осужденных, в комплект которой входит бушлат и утепленные брюки.
Недавно поменялся цвет женской робы. Раньше он варьировался от темно-серого до светло-серого, в зависимости от условий содержания. Теперь осужденные женщины будут одеты во все зеленое.
«Серую форму уже не выдают. Сейчас она донашивается и снимается с производства. В комплект летней формы входят: тапки, платье, халат и платок. Администрация следит за тем, чтобы все соблюдали единую униформу. Также можно передать с воли спортивный костюм и кроссовки темных цветов. Но этим разрешают пользоваться исключительно на спортивных мероприятиях», – рассказывает Гульжамиля Байтемирова.
Но женщины есть женщины, и одинаковая форма – это еще не повод, чтобы не проявить свою индивидуальность. Серую робу модифицируют кто как может: перешивают, ушивают, укорачивают, делают дополнительные разрезы на юбках. И такой апгрейд считается нарушением внутреннего режима.
Платье повысит самооценку
Каждая осужденная мечтает сменить серый бушлат на красивое платье. К слову, вечерние наряды в женском исправительном учреждении не под запретом, но для этого нужен серьезный повод. Праздничные мероприятия и концерты в женской колонии стали уже традицией. Их женщины ждут с нетерпением, ведь у них есть возможность вновь почувствовать себя женщиной, красивой и привлекательной. Вечерние наряды женщины в колонии шьют сами. Ткани и фурнитуру им передают с воли. Также на праздники в ход идут украшения и бижутерия, что в остальные дни запрещено.
Осужденная Жанар отметила, что, сменив серую робу на красивое платье и женственный образ, сиделицы становятся просто неузнаваемыми.
«Когда у нас мероприятия, праздники, и когда мы нарядные, с макияжем, нас даже сотрудники-мужчины в упор не узнают. И как же это важно для женщины хотя бы на несколько часов вырваться из нашей серой действительности и окунуться в атмосферу красоты. Это хорошо повышает самооценку, заставляет поверить в то, что ты красивая. Да, безусловно, есть женщины, которые отбывают уже не один срок, и таких не заботит то, как они выглядят, а также макияж, прически, маникюр», – делится девушка.
Декоративная косметика в колонии
Официально правилами внутреннего распорядка и в исправительных колониях, и в следственных изоляторах декоративная косметика не запрещена. Но все предметы с воли подвергаются тщательному осмотру – баночки с кремами, гели для душа, шампуни.
Косметика за решеткой для многих женщин – это главное. За колючей проволокой она позволяет держаться. Это своего рода психотерапия. У каждой в косметичке непременно есть пудра, тональный крем, тени, румяна, карандаши и туши.
Выходной в колонии – традиционно день СПА-процедур и праздничного мейкапа.
«Пудра, тени, помада – на это строгих запретов нет, но пользоваться косметикой надо так, чтобы не выделяться среди других. Повседневный макияж должен быть скромным, а вот на праздники нам разрешают накраситься ярко для сценического образа. Накладные ресницы постоянно нам тоже нельзя носить, но на праздники можно», – рассказывает девушка по имени Айнура, которая до того, как оказаться за решеткой, работала визажистом.
Запах женщины
Духи, туалетная вода и лак для волос в местах лишения свободы полностью запрещены, так как содержат спирт. Вместо жидкого парфюма разрешены масляные духи. Что касается дезодорантов, то здесь разрешают пользоваться только твердыми аналогами, при этом на упаковке должно быть написано, что средство не содержит спирт. Также разрешено использование специальных кремов-депиляторов, которые можно было бы применять вместо бритвенного станка.
Салон красоты
В колонии есть свой салон красоты, где работают профессиональные мастера –парикмахеры и визажисты. Также здесь можно сделать маникюр. Девушки, боясь быть узнанными, сразу просят не снимать их лица.
«Я работала парикмахером на воле, – делится осужденная Галина. - Здесь профессия пригодилась. Без работы я не сижу. Девчонки часто забегают, кто челку постричь, кто кончики подровнять, кто волосы покрасить, кому укладка нужна перед свиданкой, кому вечерняя прическа на праздник. Красить волосы – это не запрещено правилами, и даже приветствуется, когда женщина выглядит ухоженно. Но никаких ярких оттенков – «вишня», «баклажан» …. Краску для волос нам привозят с воли».
Маникюр, как и макияж, в колонии не должен быть ярким. Девушки рассказали, что после праздничных мероприятий яркий лак с ногтей они сразу же стирают.
Как в колонии оставаться в хорошей форме
Стройное подтянутое тело – залог женской красоты. В учреждении у его обитательниц есть прекрасная возможность сохранять свою фигуру в хорошей физической форме – тут действуют студия пилатеса и танцев. Руководит студией бывший тренер по художественной гимнастике. Хотелось бы отметить, что все танцевальные постановки на праздничных мероприятиях – это ее рук и таланта дело. Занятия и тренировки проводятся три раза в неделю. И посещают эти занятия девушки с удовольствием.
«Я им всегда говорю: «У вас столько свободного времени! Посвящайте его себе! Ходите на тренировки, танцуйте! Делайте маски, ухаживайте за собой, чтобы выйти отсюда красивыми, к примеру, маска для волос из черного хлеба – это же элементарно и доступно. Есть, конечно, ленивые женщины, которым уже ничего не интересно, – делится заместитель начальника колонии Гульжамиля Байтемирова. Наша задача – выпустить отсюда женщин с таким настроем, чтобы они могли жить в нормальном социуме, с правильным ценностями. Но для этого им нужно вновь осознать себя женщинами, несмотря на то, что преступили закон».
В нашем обществе благодаря советским фильмам сформировался стереотип, что женщина в колонии – это закоренелая зэчка, неопрятная, с синими наколками, седыми волосами, без зубов, ведь герой, выступающий на стороне зла, всегда имеет отталкивающую внешность. Но вы даже не представляете, сколько там красивых ухоженных женщин и молодых девушек! Им бы мировые подиумы покорять!
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!