Плоды Независимости: этапы развития академической гитары в Казахстане

Плоды Независимости: этапы развития академической гитары в Казахстане Источник фото: Фото Кайрата Конуспаева

Алматинская высшая школа классической гитары отмечает двадцать лет. 


О периоде становления школы классической гитары и о современном обучении гитаристов в Казахстане в беседе с корреспондентом Vecher.kz рассказал известный музыкальный педагог, член Союза композиторов Казахстана, глава Ассоциации гитаристов Алматы Геннадий Ким.


В 2001 году, в первое десятилетие Независимости, гитарный класс открыла Национальная академия искусств имени Жургенова. Это означало, что система подготовки мастеров игры на шестиструнном инструменте вышла на новый уровень: молодежь обрела возможность не только получать серьезное образование в области академического гитарного искусства, но и участвовать в крупных конкурсах на уровне студентов вузов.


- Гитарное образование в Казахстане имеет давние традиции, но почему высшее образование в области классической гитары появилось только в 2000-х?


- Традиции классической гитары во всех странах СНГ имеют общие корни – они закладывались еще в Российской империи, развивались в СССР.


В России гитара была очень популярна, но не шестиструнная, а семиструнная. Инструмент был во многих домах – гитара висела на гвоздике с неизменным бантом на головке грифа. Многие играли, пели под гитару романсы, но настоящих профессионалов было немного.



Всплеск популярности именно классической гитары произошел в 1920-х годах. Тогда в Москву приехал знаменитый исполнитель – отец современной академической гитары Андрес Сеговия. Его гастроли произвели настоящий фурор среди профессиональных музыкантов и в любительской среде. Человек с шестиструнной гитарой стал душой компании – как на селе, так и в городе. В те годы было принято решение организовать гитарный класс при Московской консерватории. Однако, после того как в Испании разразилась война и классическая гитара стала ассоциироваться с испанской диктатурой, гитарный класс в консерватории закрыли.



Уже в послевоенное время о шестиструнной гитаре заговорили вновь. Были открыты классические гитарные классы в Свердловске и Киеве. Гораздо позже стараниями известного исполнителя и педагога Александра Фраучи гитарный класс создали в Институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), в 1970-х гитара появилась в Ташкентском институте культуры. Как видим, классическая гитара пробивалась с трудом, однако небольшими шажками дело все же продвигалось. И все бы неплохо, но почему-то классы шестиструнной гитары во всех вузах присоединили к факультетам или отделениям русских народных инструментов, а не к струнным инструментам, где шестиструнной гитаре самое место.


- А какая разница, в каком отделении находится гитарный класс?


- Разница в обучающем подходе, программах. На кафедре народного исполнительства акцент делают на фольклорном репертуаре. Кроме того, там учат гитаристов игре на других народных инструментах – на балалайке или домбре, например, чтобы в народных оркестрах играли универсалы, была взаимозаменяемость. В такой системе координат классическому репертуару отводится не так много места – я говорю в настоящем времени, так как в большинстве случаев такое положение дел сохраняется и сегодня. Если же гитарный класс является частью струнного факультета или кафедры, где обучают скрипачей, виолончелистов, альтистов и так далее, то там совсем другие программы – струнников учат быть классическими исполнителями.


- Почему же, когда в СССР создавались гитарные отделения вузов, этот процесс обошел нас?


- Трудно сказать. Может быть, такие идеи оговаривалась, но не доводились до логического завершения. Но это не означает, что гитарной школы не было, она существовала и развивалась.


- Каким образом?


- За счет гитарных классов музыкальных школ. Хочу подчеркнуть, что музыкальная школа – это уникальный образовательный институт, который зародился и окреп в СССР, а потом уже стал развиваться в независимых государствах, не во всех одинаково. Но к чести нашей республики система среднего музыкального образования была сохранена. Причем с наступлением Независимости она получила развитие. А сегодня в Алматы модернизируются и строятся музыкальные школы. Так вот, именно благодаря школам гитара развивалась. И когда открылись отделения гитары в Академии имени Жургенова и в колледжах, именно школьные педагоги составили там основу преподавательского состава.


- На ваш взгляд, почему именно на эти годы пришлось серьезное развитие гитарного искусства в республике?


- Обретение Независимости во многом стало вдохновляющим событием, чувствовалась атмосфера энтузиазма, стремление к чему-то новому. И это стремление совпало с хорошей базой, добрыми и давними традициями, позволившими развивать гитару.


В 2000 году мы, профессиональные исполнители и педагоги, создали Ассоциацию гитаристов Алматы. Стали приглашать с концертами известных музыкантов. О классической гитаре стали говорить все больше и больше, причем не только в кругу музыкантов, но и в министерских кабинетах. Это способствовало развитию гитарного образования.


- Наряду с Академией имени Жургенова классы шестиструнной, классической, гитары стали открывать и в городских колледжах. Когда именно?


- Примерно в то же время, в начале 2000-х. Гитаре стали обучать в колледже имени Чайковского и в колледже имени Елебекова, в некоторых региональных колледжах гитара уже была, например, в Караганде.


- Как бы вы оценили развитие классического гитарного образования в республике за эти 20 лет?


- Как очень успешное. С появлением и развитием профессионального гитарного образования студенты получили возможность участвовать в конкурсах. Причем наши студенты колледжей участвуют в международных творческих состязаниях наравне со студентами вузов.


В СНГ есть два известных конкурса, в которых часто принимают участие наши ребята. Один проходит в Казани и называется «Кубок пятерых», второй – открытый Всероссийский конкурс имени Иванова-Крамского.


Эти, а также казахстанские и центральноазиатские конкурсы стали трамплином в карьере многих юных гитаристов. В их числе выпускница колледжа имени Чайковского Аяка Мукайяма. Это очень целеустремленная девушка с казахстанскими и японскими корнями.


Она жила в Японии, но увлеклась гитарой и вернулась в Казахстан, чтобы заниматься профессионально – предпочла нашу добротную гитарную школу.



К слову, гитару она начала осваивать только в колледже, а до этого занималась скрипкой. Но Аяка так интенсивно занималась, что довольно быстро достигла впечатляющих профессиональных результатов. Еще студенткой приняла участие в конкурсе Иванова-Крамского, вошла в число победителей. После выпуска из колледжа поехала в Австрию, чтобы продолжить там гитарное образование. Поступила по классу гитары сразу в два высших учебных заведения – Венскую консерваторию и Венский университет. В итоге выбрала университет: там более глубокие гитарные традиции.



Также среди казахстанцев в студенческие годы хорошо показали себя на конкурсах и продолжили обучение в престижных вузах Дмитрий Мурин, Иван Веретельный, Николай Гриценко, Султан Бейбарс, Кайрат Арыстанов.


Дмитрий Мурин окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных у гитарного педагога, уже упомянутого профессора Александра Фраучи.


После обучения Дмитрий остался в своем вузе, стал преподавать – сегодня он уже доцент академии. Вместе с этим Дмитрий концертирующий музыкант, лауреат международных конкурсов. Относительно недавно, до пандемии, он приезжал к нам с большой и разнообразной программой, исполнял классические произведения, а также русские романсы под гитару – у него очень приятный голос, лирический тенор. Кайрат Арыстанов преподает в Национальном университете искусств в Нур-Султане.


- Сколько студентов в этом году оканчивают обучение в Алматы по классу гитары? Каковы их перспективы?


- Как и в любом виде искусства, товар у нас штучный. В колледже имени Чайковского выпускается три гитариста, в Академии имени Жургенова – два. Перспективы есть, наши ребята устраиваются преподавателями в музыкальные школы, это хорошие специалисты, которые могут научить и способны найти общий язык с детьми.


- В прошлом году в Национальной консерватории имени Курмангазы открылся гитарный класс, сколько там учится студентов?


- Четверо, это выпускники наших колледжей. Должен сказать, что организация гитарного класса в консерватории стала большим завоеванием Независимости. Это произошло следующим образом: мы, педагоги-гитаристы высших и средних учебных заведений, обратились с письмом к министру культуры и спорта Актоты Раимкуловой, в котором изложили целесообразность создания гитарного класса при консерватории – при отделении струнных инструментов. Министр поддержала идею – гитарный класс создали, и именно при отделении струнных инструментов, что очень важно для подготовки классических гитаристов.


- С какого возраста можно начинать обучение игре на гитаре?


- От семи до девяти лет, здесь нужно подходить индивидуально, все зависит от усидчивости, длины пальцев, физической выносливости, но главное – желание ребенка и стремление родителей помогать ему, убеждать в важности занятий, упражнений.


- Приезжают ли к нашим студентам с мастер-классами известные исполнители?


- До пандемии к нам с концертами приезжали ведущие гитарные исполнители, в их числе уже упомянутый наш земляк, казахстанец Дмитрий Мурин, а также лауреаты международных конкурсов Артем Дервоед, Равшан Мамедкулиев, они же и проводили мастер-классы. Помимо этого, у студентов есть широкие возможности учиться по видеозаписям концертов и мастер-классов, размещенных на видеохостингах, в социальных сетях.


Хочу пожелать всем скорейшего окончания пандемии и возвращения к традиционным концертам и заполненным залам.


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36