Оно предопределено исторически сложившимися обстоятельствами, главным из которых является удобное географическое расположение.
С самого начала независимости Алматы продолжает удерживать лидерство в объемах розничной торговли. Близость торговых центров предопределяет преимущество мегаполиса по сравнению с другими городами и регионами страны, сообщает корреспондент Vecher.kz.
Как сообщалось ранее, объем розничной торговли за январь 2021 года составил 789,4 млрд тенге, или на 4,6% меньше, чем в соответствующем периоде 2020 года.
«Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики приходится на г. Алматы (32,3%), г. Нур-Султан (11,1%), Карагандинскую (9,8%) и Восточно-Казахстанскую (9,1%) области», – отмечено на сайте отечественного Бюро нацстатистики.
Ракурс динамический
Чтобы не быть голословными, достаточно посмотреть соответствующую статистику в динамике.
В Казахстане объем розничной торговли в январе-декабре 2010 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 12,3% и достиг 3014 млрд тенге. Тогда доля города Алматы составляла 33%.
Тот же показатель в январе-декабре 2019 года составил 11 трлн 345,7 млрд тенге, что на 5,8% больше, чем в 2018 году. Наибольший удельный вес пришелся на город Алматы (31,3%), Нур-Султан (11,6%), Восточно-Казахстанскую (8,8%) и Карагандинскую (8,7%) области.
В январе-ноябре 2020 года показатель составил 10101,8 млрд тенге, или на 5% меньше, чем в соответствующем периоде 2019 года. Наибольший удельный вес пришелся на город Алматы (30%), город Нур-Султан (11,1%), Карагандинскую (9,2%) и Восточно-Казахстанскую (8,8%) области.
Понятно, что разные периоды сравнивать нельзя, но факт все равно остается фактом: за первый месяц текущего года город Алматы нарастил свою долю в розничной торговле и не собирается отдавать первенство.
«Скажу так, по объемам розничной торговли Алматы будет всегда впереди всех остальных городов и регионов Казахстана. Почему? Ответ простой: в этом городе все сложилось в пользу любой торговли, розничной, в том числе. Близость МЦПС «Хоргос» и Кыргызстана тоже являются существенными факторами такого рода лидерства», – заявила исполнительный директор Ассоциации прямых продаж Казахстана Анастасия Калашникова.
Ракурс количественный
Количественные характеристики имеют большое значение для понимания, почему в одних городах и регионах Казахстана торгуют больше, в других – меньше.
Возьмем, к примеру, количество торговых и торгово-развлекательных центров.
Согласно данным Института маркетинговых и социологических исследований Elim, всего в Казахстане 1114 ТЦ и 83 ТРЦ. Из них в городе Алматы находятся 144 торговых и 33 торгово-развлекательных центров. В Нур-Султане соответственно 110 и 11, городе Караганде – 139 и 6, городе Усть-Каменогорске – 92 и 2.
А теперь посмотрим на инфраструктуру. Всего в Казахстане 580 бизнес-центров. Из них в Алматы 216, Нур-Султане – 130, Актау – 62.
«Обратите внимание, 13% торговых, 40% торгово-развлекательных и 37% бизнес-центров расположены в Алматы. Но и это еще не все. Я бы еще хотела остановиться на таком маркере, как розничная торговля на душу населения. Он не менее четко указывает на то, что, несмотря ни на что, Алматы остается центром розничной торговли», – отметила Калашникова.
Кроме того, эксперт обратила внимание на еще одно немаловажное обстоятельство.
«В 2005 году в Алматы количество активных субъектов бизнеса было 44 452, Нур-Султане – 21 214, Карагандинской области – 31 877. Для сравнения: в 2019 году – 190 190, Нур-Султане – 134 475, Карагандинской области – 88 299. Можно сказать, что столица потихоньку подтягивается, но до уровня Алматы все равно далеко», -- добавила Калашникова.
Ракурс базовый
Алматы еще не скоро уступит лидерство в розничных продажах. Причем главным условием его сохранения является миграция. Люди едут в город, чтобы зарабатывать, остаться здесь на постоянной основе и строить будущее.
По данным официальной статистики, за январь-декабрь 2019 года наибольший поток иммигрантов прибыл в Мангистаускую (2,5 тыс. человек), Алматинскую (2,1 тыс. человек) области и город Алматы (1,4 тыс. человек).
За первые пять месяцев 2020 года по межрегиональным перемещениям положительное сальдо миграции населения сложилось в пяти регионах страны: Атырауской (51 человек) и Мангистауской (362 человека) областях, а также в городах Нур-Султане (7 724 человека), Алматы (10 592 человека) и Шымкенте (1 538 человек).
Даже этих цифр вполне достаточно, чтобы понять – Алматы был и остается местом притяжения не только для иностранцев, но и внутренних мигрантов.
«Если вы еще посмотрите на миграцию кандасов, то сразу поймете. Так, по состоянию на 1 декабря 2020 года на историческую родину вернулись и получили статус 12,3 тыс. человек. Всего с 1991 года в Казахстан вернулись 1 млн 69,5 тыс. этнических казахов. Более половины из них поселились в Алматинской области. А так как большинство хотят поселиться поближе к Алматы, то и ездят на работу в город», – заметила Калашникова.
Ракурс перспективный
Нужно особо подчеркнуть, что чем большее количество денег хотят потратить люди, тем выше желание инвесторов строить там, где они живут, создать торговые площади.
Теперь пора вернуться к началу статьи и подсчитать, сколько денег на розничные покупки потратили алматинцы в январе 2021 года. Получается 254,9 млрд тенге. Судя по уже приведенной статистике, эта сумма из месяца в месяц по мере смягчения карантинных мер будет только увеличиваться.
«Если сейчас посмотрите, как быстро развивается Туркестан, то диву даешься. Все перестраивается, возводятся многоэтажные дома, инфраструктура. Но пройдет время, и стройка там затихнет. А в Алматы все останется как прежде. Здесь и климат хороший, и все центры торговли рядом. Значит, и бизнес, и торговля здесь надолго», – полагает Калашникова.
Перспективы на самом деле оптимистичные.
Во время прошедшей 17 февраля отчетной встречи, аким Алматы Бакытжан Сагинтаев еще раз подтвердил, что в мегаполисе растет число МСБ и объемы его кредитования.
«Результатом принятых беспрецедентных мер по налоговому стимулированию, расширению кредитования, развитию инфраструктуры, поддержке производства и сохранению занятости стал рост числа действующих субъектов МСБ на 3,6%. Объем кредитования МСБ в 2020 году вырос в 1,7 раза и составил более 1,4 трлн тенге», – резюмировал Сагинтаев.