По его словам, снижение базовой ставки в РК при текущих условиях даст кратковременный эффект, но несет угрозу финансовой стабильности.
Предложения о необходимости снижения базовой ставки звучат регулярно. Почему Нацбанк против и поможет ли снижение ставки развитию экономики, рассказал советник Председателя НБ Олжас Тулеуов, сообщает Vecher.kz со ссылкой на пресс-службу финрегулятора.
По словам спикера, у Нацбанка нет изначальной безоговорочной позиции или таргета в отношении определенного уровня базовой ставки. Поэтому формулировка о том, что Нацбанк якобы «во что бы то ни было и при любых обстоятельствах против снижения базовой ставки» некорректна.
«В настоящее время увеличилось внешнее и внутреннее инфляционное давление, возросли риски дальнейшего повышения цен на продовольствие, и, конечно же, сохраняется неопределенность, связанная с распространением коронавирусной инфекции в стране и мире. Именно поэтому текущий уровень базовой ставки в 9,0% отражает стоимость денег в экономике, которая нивелирует текущие и будущие проинфляционные риски и формирует предпосылки к восстановлению и росту экономики», – сказал Олжас Тулеуов.
Он напомнил, что в 2018-2020 гг. в Турции проводилась денежно-кредитная политика, направленная на смягчение монетарных условий. Там, несмотря на очевидные риски инфляции, курсовой и финансовой стабильности, за два года базовая ставка была снижена с 24% до 8,5%. После этого инфляция в стране выросла до двузначных показателей, а курс лиры обесценился до исторических максимумов. Долларизация депозитов обновила пиковые уровни, начался отток капитала из страны, международные агентства снизили кредитные рейтинги Турции. В результате Центробанк страны был вынужден повысить ставку до 17%. Подобный опыт проведения несбалансированной монетарной политики вполне показателен.
«Снижение базовой ставки в Казахстане при текущих условиях даст кратковременный эффект, но несет угрозу финансовой стабильности. Мы получим снижение привлекательности тенговых инструментов, давление на тенге, повышенные девальвационные ожидания, рост долларизации депозитов, сокращения фондирования у банков. Появятся дополнительные трудности для финансовой системы, что в итоге не только не оживит экономику и удешевит стоимость кредитных ресурсов, а наоборот, усилит проявление кризисных явлений», – отметил Олжас Тулеуов.
Он дополнил, что текущее значение реальной ставки в экономике, то есть номинальной базовой ставки за минусом уровня годовой инфляции, составляет 1,5%. Это заметно ниже равновесного для нашей экономики уровня реальной ставки в 3,5-3,7%. Следовательно, уровень реальной ставки в экономике низкий и является стимулирующим восстановление экономической активности.