После непродолжительного трехмесячного умиротворения тема работы общественного транспорта вновь обострилась.
Такой вот отстой
Судя по участившимся сообщениям наших читателей, в первые дни наступившего года пассажиры на многих маршрутах становятся заложниками неблагоприятных ситуаций. А создают их перевозчики. Особенно число жалоб выросло в непривычно морозные для алматинцев дни.
– Водители маршрута № 120 постоянно производят пересадку пассажиров на конечной остановке в Айнабулаке. Просто высаживают и говорят: «Ждите, сейчас подъедет другой», – пишет алматинка Татьяна Межидова. В итоге пассажиры иной раз не дождавшись следующего 120-го вынуждены пересаживаться на другие маршруты, чтобы доехать до места назначения. Как-то спросила у водителя, какой бортовой номер следующего автобуса, который нас заберет, так он ответил, что не знает, но лично у него – отстой. Получается, мы платим за проезд, но не доезжаем до нужной остановки. Предлагаю хотя бы оповещать об этом пассажиров, чтобы у них была возможность корректировать свою поездку.
«Дежурный» перенаправил обращение в уполномоченный орган. От представителя перевозчика поступил ответ: «У водителей кольцевых маршрутов нет возможности отдыхать на конечных пунктах, они все время едут по кругу. В связи с этим, все водители высаживают пассажиров и уезжают на отстой для отдыха. Пассажир может дождаться следующий автобус и пересесть в него без дополнительной платы. По вопросу кольцевых маршрутов на данный момент Управление городской мобильности занимается решением подобных проблем».
Честно говоря, из ответа непонятно, что конкретно будет предпринято прямо сейчас, а не по мере решения подобных проблем: станут ли водители оповещать людей в салоне о пересадке заранее, будут ли пассажиры получать информацию о том, когда и на какой автобус они смогут пересесть и доехать до нужного места?
Сколько можно?
«До каких пор водители 20-го маршрута будут грубить и издеваться над пассажирами?» – интересуется Таисия Помогалова, – На остановке рынок «Салем» 6 января в 20.54 часов села в автобус с госномером 481. Вместо того, чтобы сразу поехать, он продолжал стоять на остановке, – пожаловалась Таисия «дежурному». – Прежде чем оплатить проезд, решила уточнить, сколько еще водитель намерен стоять, но вместо внятного ответа он грубо потребовал оплату, иначе, мол, вообще никуда не поедет. На повторный вопрос водитель ответил, что поедет через девять минут. По информации CityBus следом ехал еще один автобус того же маршрута, я решила сойти. Но стоило мне только выйти, как водитель тут же закрыл двери и уехал. В итоге я сильно замерзла, будучи и так простуженной (хронический бронхит и гайморит). Поэтому повторю свой вопрос: сколько еще водители 20-го маршрута будут грубить и издеваться над пассажирами? Когда это закончится?
Таисия также пожаловалась, что накануне ей с маленьким сынишкой в коляске пришлось бежать за автобусом № 433, и все из-за того, что тот остановился дальше остановочного комплекса.
Выяснилось, что это не единственные жалобы на 20-й маршрут:
– Автобусы данного маршрута – это просто ужас! – добавила мрачных красок пассажирка Тамара Айсаева. – Утром в половине восьмого сквозь стекла невозможно увидеть, где проезжаешь – остановки не объявляют, окна заиндевелые, кое-где совсем льдом покрыты, отопление не включают. Только и думаешь: быстрее бы доехать и выйти. А водителям надо, чтобы пассажир оплатил проезд, остальное их вообще не волнует. Едут, будто дрова возят – то разгоняются, то резко тормозят. Интервал не соблюдается – ждем по 40–45 минут, а порой один за другим через пять минут приезжают. За свои деньги мы имеем право получать хороший сервис!?
«Дежурный» перенаправил вопросы пассажиров перевозчику. И если по эпизоду с догонялками автобуса были принесены извинения и получена вполне конкретная реакция – «Водитель будет отстранен от работы и направлен на курсы повышения квалификации», то по остальным эпизодам ответ перевозчика вновь озадачил: «Водитель С. Абилханов отстранен от работы на три дня. Посмотрим камеру, если водитель действительно нагрубил, ему будет объявлен выговор».
А как же все другие нарекания пассажиров к работе этого маршрута?
– Судя по негативным комментариям в адрес водителей 20-го маршрута, нужно весь состав отправить на курсы переквалификации! – резюмирует алматинка Татьяна Кадурмятова. – Никогда раньше такого не было на этом маршруте.
Алматинец Павел Даурцев с горечью констатирует:
– Мы так мечтали, что парк 20-го маршрута обновится, и все изменится. Но куда там… Автобусы новые, отношения прежние...
Аскар Янов сообщил «дежурному», что вот уже несколько дней 112-й маршрут функционирует в сильно урезанном составе:
– В час пик в западном направлении единственный автобус подъехал к конечной остановке. При этом, к примеру, другие маршруты, проезжающие по улице Шаляпина, работают в обычном режиме с достаточным количеством транспортных единиц.
От уполномоченного органа поступил ответ: «У перевозчика проблемы с поставкой запасных частей, в связи с чем были простои по техническим причинам. Сейчас запчасти доставлены, и автобусы проходят ремонт. Надеемся, в течение недели данная проблема решится».
Несчастливый билет
Диля Юсупбаева предлагает чаще и подробнее оповещать пассажиров.
6 января в автобусе 121-го маршрута ей выдали странный билет. Женщина обратилась к «дежурному» и приложила фото:
– Может, нынче именно такой формат билетов введен? – обескуражена пассажирка.
На обращение откликнулся OnaySmm: «Оборудование на данном транспортном средстве работает исправно. Заявок не поступало. Информацию передали перевозчику. Во избежание спорных моментов при проверке контролерами советуем требовать от водителя полноценный билет и проверять данные, указанные на нем (время, маршрут и т.д.)».
Представитель перевозчика также отреагировал на сигнал: «Водитель Айдын Султанбеков будет вызван на дисциплинарную комиссию, где будет принято решение о наказании».
Пассажиры же считают, что у них должна быть альтернатива по оплате проезда в ОТ:
– Нужно больше разъяснений по альтернативной оплате через СМС или USSD-код, через каких операторов сотовой связи это можно сделать, так как в некоторых автобусах отсутствует такая информация или попадается устаревшая или неполная, – предлагает алматинка Елена Джамалова. – Памятки должны быть в каждом автобусе или троллейбусе и с постоянным контролем. А то создается впечатление, что эта информация намеренно не доводится до пассажиров.
Алматинец Аскар Хасенов требует проверить, соответствует ли утвержденной схеме движение автобусов маршрута № 69:
Вечером 5 января в 20.10 часов (борт. № 2344)и в 20.55 часов (борт. № 2340) нарушили схему маршрута – из микрорайона Улжан-1 сразу уехали по улице вдоль БАКа в сторону рынка «Жетысу». № 2344 по схеме через Кайрат доехал до конечной рынка «Жетысу», постояв, уехал в автопарк. № 2340 тоже не заехал в Дархан и Ожет, и уехал дальше по схеме. Раньше график движения нарушали только по утрам, а теперь делают это и вечером. Почему?
«Дежурный» перенаправил обращение перевозчику. Информация о нарушении схемы маршрута подтвердилась: «Водители вызваны на дисциплинарную комиссию, где будет принято решение о наказании. От лица перевозчика приносим извинения за доставленные неудобства».
«Сказать, что я возмущена – ничего не сказать»
– До каких пор водители автобусов будут проезжать мимо остановок? Тем более, в такой мороз! – обратилась к представителям перевозчика 5 января наша постоянная читательница Наталья Попова-Эзау. – Водитель 34-го маршрута в девятом часу вечера проехал мимо остановки на Абая/Масанчи. Причем он даже не попытался к ней подъехать! К сожалению, не могу назвать бортовой номер, но по времени вы и сами должны знать, кто в это время был именно в этом месте.
Горожане присоединились к возмущению Натальи:
Мадина Аюпова: «Многие автобусы не останавливаются на остановках, если нет людей на выход. Иногда так долго ждешь свой маршрут на морозе, а он проезжает мимо!»
Сержан Абдуваис: «В западном направлении после улицы Масанчи автобусы 34-го маршрута никогда не останавливаются».
Айша Мусаева: «Такая же ситуация была 6 января – маршрут № 95, в 18.30 – на остановке «Седьмая горбольница». Людей на остановке было много, стоял мороз, а он пронесся мимо и не остановился!»
К сожалению, на эти сообщения так и не последовало никакой реакции ни от перевозчика, ни от управления городской мобильности Алматы. «Дежурный» же не видит другого выхода, как только предложить ответственным за работу пассажирского транспорта, потеплее одевшись, пересесть из персональных автомобилей в стылые салоны автобусов. Если, конечно, повезет и удастся этот автобус дождаться и остановить…
«Дежурный» как всегда готов помочь руководителям ответственных структур наладить обратную связь с пассажирами.