Почему в Казахстане хотят запретить никаб: что за этим стоит

Почему в Казахстане хотят запретить никаб: что за этим стоит Сгенерировано ИИ

В Казахстане обсуждается законопроект, который может повлиять на давний и чувствительный вопрос, находящийся на стыке религии, культуры и общественной безопасности, сообщает Vecher.kz.

В Сенате рассматриваются поправки в Закон «О профилактике правонарушений», предусматривающие запрет на ношение в общественных местах одежды, полностью скрывающей лицо — такой как никаб, паранджа, балаклава и другие подобные элементы.

Документ предполагает исключения — закрывать лицо будет допустимо в случае служебной необходимости, в медицинских целях, при неблагоприятных погодных условиях и для гражданской защиты. Главная цель инициативы — повышение эффективности идентификации личности и предотвращение противоправных действий, поскольку полное сокрытие лица затрудняет распознавание человека в общественных пространствах.

Предложение уже вызвало широкий резонанс в обществе. Одни воспринимают его как шаг к укреплению порядка и национальной идентичности, другие   как возможное ограничение религиозных свобод. Власти подчёркивают, что мера направлена не против веры, а против анонимности, которая может использоваться в преступных целях.

Аналогичные законы действуют в ряде стран мира. В Узбекистане и Кыргызстане ограничения уже введены. Во Франции запрет действует с 2010 года, в Бельгии с 2011-го и был подтверждён Европейским судом. Подобные нормы существуют также в Нидерландах, Швейцарии, Болгарии, Австрии, Дании и Германии.

Имам Канатали Такиров: ислам не обязывает женщину закрывать лицо

Свою позицию по этому вопросу озвучил главный имам алматинской мечети «Әл-Латиф» Канатали Такиров. По его словам, сокрытие лица не является шариатской обязанностью, а никаб — скорее элемент культурной традиции, нежели религиозного предписания. Имам подчёркивает: ислам призывает к скромности, но не навязывает крайности

Ношение никаба – покрывала, скрывающего лицо – сегодня вызывает немало обсуждений в обществе. Часто звучат мнения, будто ислам требует от каждой мусульманки обязательно закрывать лицо. Однако такое утверждение не соответствует подлинному шариатскому учению, отметил Канатали Такиров.

– В Коране и достоверной сунне Пророка Мухаммеда (ﷺ) нет прямого предписания женщине скрывать лицо. Более того, в одном из хадисов, который приводит имам аль-Бухари, сказано: «Женщина в ихраме (священном состоянии паломничества) не должна носить ни никаб, ни перчатки». То есть в важнейший момент духовной жизни, во время хаджа, лицо женщины остаётся открытым, – пояснил имам.

По его словам, это указывает на то, что сокрытие лица не является категорическим обязательством. Если бы закрытие лица было неотъемлемой нормой шариата, его не отменяли бы даже в условиях хаджа.

Имам также напомнил, что все четыре традиционные мазхабы (правовые школы) в исламе – ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский – согласны в одном: лицо и кисти рук женщины не входят в число того, что обязательно нужно покрывать перед посторонними мужчинами. Это подтверждается в трудах таких признанных учёных, как имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Аш-Шафи‘и и имам Ахмад ибн Ханбал.

– В Коране, в суре «Ан-Нур» (аят 31), Аллах велит женщинам не выставлять напоказ свою красоту, «кроме того, что видно». Праведные сподвижники, такие как Ибн Аббас, истолковали это как разрешение показывать лицо и кисти рук. А Посланник Аллаха (ﷺ )говорил, что после достижения женщиной зрелости открытым может быть лишь лицо и руки, – уточнил Канатали Такиров.

Он добавил, что во многих случаях ношение никаба стало частью местной традиции, но не шариатской обязанности. Это подтверждает и официальная фетва Египетского дома фетв: «Закрытие лица никабом – это культурная традиция, а не обязательное религиозное предписание. Мы выносим решение на основе этого мнения, принятого большинством факихов».

– Конечно, если женщина по собственному желанию носит никаб – это её право. Однако навязывать это как якобы "обязательное требование ислама" – неверно. Вопрос одежды в исламе всегда связан с понятием скромности, но при этом не должен превращаться в фанатизм или повод для давления, – подчёркнул имам.

Терролог Елнар Берикбаев: путаница с хиджабом может вызвать тревогу и недовольство

Своим мнением по этой теме поделился терролог Елнар Берикбаев, подчеркнув, что важно различать понятия «никаб» и «хиджаб», чтобы избежать ошибочной трактовки инициативы как попытки ограничить религиозные свободы.

Эксперт напомнил, что хиджаб — это покрытие головы и тела женщины, не затрагивающее лица, тогда как никаб полностью скрывает лицо, что и становится предметом правового регулирования.

Хотя в официальных формулировках речь идёт об одежде, скрывающей лицо, в казахстанском сегменте Интернета, особенно в заголовках СМИ, всё чаще упоминаются слова «никаб» и «хиджаб» — зачастую как взаимозаменяемые. Это вызывает волну возмущения и недопонимания в обществе, считает он.

Говоря об этом, Елнар Берикбаев добавил, что подобная путаница имеет далеко идущие последствия. Проведённый им контент-анализ публикаций и комментариев к ним показывает: значительная часть казахстанцев не различает понятия «никаб» – головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз, и «хиджаб» – платок, покрывающий волосы, шею и грудь, но оставляющий лицо открытым.

– Когда в заголовках СМИ пишут: «Запретят хиджаб», это вводит в заблуждение. На практике речь идёт именно о никабе, но подмена понятий формирует искаженную картину, – пояснил Берикбаев. – Это провоцирует тревожность среди мусульманок, которые носят хиджаб, и усиливает общественное напряжение.

По его словам, такие формулировки могут восприниматься как нарушение прав верующих и вызывать недовольство, несмотря на то, что инициатива направлена исключительно на обеспечение безопасности в публичных местах.

– Сейчас особенно важно провести чёткую информационно-разъяснительную работу как для журналистов, так и для широкой аудитории, – подчеркнул эксперт.

Он напомнил, что ношение никаба не является обязательным с точки зрения ислама и не регулируется шариатскими нормами как часть религиозной обязанности. Никаб исторически использовался в домусульманской Аравии как защита от палящего солнца и песка, а не как символ веры. Более того, в крупнейшем исламском университете аль-Азхар преподавательницам официально запрещено носить одежду, закрывающую лицо, отметил эксперт.

– Генеральный секретарь Совета по фетвам аль-Азхара Халед Омран ясно заявил: ни Коран, ни Сунна не предписывают женщинам носить никаб. И все, кто утверждает обратное, вводят людей в заблуждение, – сказал Берикбаев.

В связи с этим терролог призвал СМИ быть особенно внимательными:

  • проверять достоверность информации перед публикацией, опираясь на официальные источники;
  • избегать кликбейтных и провокационных заголовков, искажающих суть;
  • точно использовать термины: если речь идёт о закрытии лица – это никаб, а не хиджаб;
  • при необходимости давать пояснения в скобках: (никаб – вуаль, закрывающая лицо; не путать с хиджабом);
  • привлекать к освещению темы религиоведов, теологов и культурологов.

– Любая общественная дискуссия на религиозные темы требует деликатности, точности и уважения. Вопрос запрета одежды, скрывающей лицо, касается прежде всего безопасности, а не религии как таковой, – резюмировал Елнар Берикбаев.

Эксперт  также подчеркнул, что рассматриваемая законодательная норма носит светский и общественно-правовой характер.

– Она не нарушает гарантированные Конституцией Казахстана права и свободы граждан, в том числе право на свободу совести и вероисповедания. Запрет касается исключительно предметов одежды, препятствующих идентификации личности в общественных местах, и не распространяется на элементы религиозной одежды, не закрывающие лицо, – резюмировал эксперт.

 

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

21:23

20:55

19:06

18:27

18:00

17:22

17:22

16:57

16:31

16:18

16:04

15:56

15:39

15:25

15:12

15:09

14:59

14:45

14:32

14:19

14:06

13:51

13:39

13:25

13:12