Мировая тенденция, технические характеристики и освобождение от уплаты государственных платежей при ввозе электромобилей привели к повышенному их спросу. Основным условием для применения такой преференции является ввоз только одной машины в год для личного пользования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.
Однако анализом установлены факты оформления электромобилей под видом личного пользования для последующей их перепродажи, в т.ч. через 8 автосалонов.
«Только по г. Алматы транспортными прокурорами установлены признаки 34 таких перепродаж, где возможные потери государства превышают 100 млн тенге. В подобной ситуации, кроме ущерба госбюджету, создается нездоровая конкуренция, что зачастую подводит добросовестный бизнес к состоянию банкротства», – говорится в сообщении Главной транспортной прокуратуры РК.
Но это не единственная проблема, связанная с таможенным оформлением электромобилей.
«Органы государственных доходов не обеспечивают единообразное применение законодательства при их таможенной очистке. К примеру, ситуация с автомашиной марки LiAuto (Li 7 и 9). Согласно позиции уполномоченного органа данный транспорт является электромобилем. При этом из 141 идентичной автомашины таможенными представителями и декларантами в 7 случаях применен код гибридного автомобиля, что повлекло необоснованную уплату в бюджет порядка 80 млн тенге и нарушение прав участников внешнеэкономической деятельности», – прокомментировали в прокуратуре.
На сегодня по внесенному представлению прокуратуры принимаются меры по искоренению такой практики и возврату денежных сумм декларантам (собственникам автомашин, оформленных как гибридные).
«Также рассматривается вопрос по привлечению виновных сотрудников к дисциплинарной, а таможенных брокеров – к административной ответственности. Отдельные материалы с признаками преступления направлены в органы уголовного преследования», – отметили в надзорном органе.