Подводные камни политической модернизации Казахстана

Подводные камни политической модернизации Казахстана

Борьба с коррупцией и непотизмом, пожалуй, наиболее сложное и чувствительное направление реформ в Казахстане. Бескомпромисс­ность этой борьбы станет условием общественного доверия к реформам правительства, считает директор Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Айдар Амребаев.


Смена приоритетов


Январские события 2022 года, по мнению известного политолога, показали серьезные проблемы в деятельности правоохранительных органов, отвечающих за безопасность граждан и соблюдение законности. С одной стороны, были выявлены многочисленные факты преступного бездействия, а с другой – превышение полномочий органами полиции и следствия, что вызвало широкий негативный общественный резонанс.


Очевидна в этом плане необходимость решительных и сбалансированных продуманных реформ в правовой сфере. В Справедливом Казахстане должна быть изменена ценностная установка деятельности судебной, правоохранительной систем с карательной на профилактическую и сервисную модель работы, способную сформировать иной тип отношения людей к служителям закона. 



– Не страх наказания, а уважение к блюстителю закона, строгое и неукоснительное следование букве и духу правовых норм каждым, независимо от социального статуса, являются условием новых отношений в обществе, – уверен Айдар Амребаев.


Говоря об успешной политической модернизации страны, Айдар Амребаев считает важнейшим изменение приоритетов функционирования государства как института, нацеленного на всеобъемлющую реализацию прав каждого гражданина, а не только на обеспечение жизнедеятельности госаппарата, чиновничества любой ценой. 


– К сожалению, за долгие годы прежнего развития современного Казахстана в обществе сформировалось, по сути, патерналистское отношение к государству и соответствующая ему паразитарная, пассивная модель политического поведения людей. В результате в обществе сложился парадокс: с одной стороны, безответственное отношение государства к своим гражданам, с другой – безосновательное паразитическое ожидание гражданами решения всех своих проблем от государства. Данная ситуация стала тормозом развития страны, деактуализации ее социального капитала, – подчеркивает эксперт. 


Меритократия


Актуальным для страны стал вопрос трансформации суперпрезидентской системы в сбалансированную конфигурацию «сдержек и противовесов» всех ветвей власти, избавления от «родимых пятен» прежней автократической системы единоличного и кланового правления. Взятый курс на исключение особых привилегий для одних в ущерб большинству общества, а также борьбу с олигополиями, отвечает чаяниям народа по становлению подлинного общества равных возможностей. 


Важный инструмент реализации этой модели – повсеместное внедрение основанных на выборе достойных людей принципов отбора на госслужбу и создание открытых «социальных лифтов» для молодежи. 


– В этом плане, к примеру, выделение специальной квоты для молодежи и женщин на выборах в законодательный орган страны является показательным. Также предполагается при назначении на высокие государственные должности чиновников использовать как принцип «институциональной памяти» (работа на госслужбе опытных и зарекомендовавших себя специалистов), так и кадровый резерв Президента, основной костяк которого составляют молодые люди, в том числе получившие зарубежное образование по госпрограммам, – отметил политолог. 


Степень доверия


По словам Айдара Амребаева, на сегодня, к сожалению, индекс социального доверия к государству не высок. Согласно социологическим опросам Института философии, политологии и религиоведения, наибольшим доверием в структуре госорганов власти пользуются прежде всего Президент, затем правительство и Парламент. 


Так, Президенту доверяют 37 процентов, не доверяют – 23,1 процента, отчасти доверяют – 34,6 процента. Доверяют правительству – 28,4 процента, не доверяют – 31,9 процента, отчасти доверяют – 36,7 процента. Парламенту доверяют 25,7 процента, не доверяют – 33,5 процента, отчасти доверяют – 37,1 процента. 


– Более высокое доверие к Президенту свидетельствует скорее о том, что проходящие политические реформы в стране связываются с ним персонально. Этот факт говорит о неустойчивости в сознании казахстанцев веры в необратимость реформ. Январские протесты показали высокий протестный потенциал населения страны. И концепт Справедливого Казахстана пока не укоренился в сознании населения, и тем более не стал еще фактором национальной консолидации и конструктивной социальной мобилизации, – гово­рит он. 


Людям нужны решительные шаги по изменению прежней системы управления и принятия решений на различных уровнях государственной власти. Есть неудовлетворенность эффективностью деятельности правительства, особенно по блоку экономических реформ, также вызывает нескрываемое разочарование и критику правоохранительная система государства. Надежды на местное самоуправление в нынешнем формате пока не оправдались. Попытки «реформирования сверху» носят технократический и декоративный характер и требуют большей легитимности в глазах общества. 


Преодоление сопротивления


Айдар Амребаев уверен, что существующее до сих пор расхожее мнение, будто общество не созрело к демократии, – несостоятельно и должно быть преодолено в условиях Справедливого Казахстана. Шансы на успех политической модернизации достаточно высоки при должном менеджменте реформ, доведении их до конца и повсеместно. 


– Однако существует целый ряд латентных процессов, которые усиливают уязвимость и неустойчивость политической конструкции современного Казахстана, – продолжает эксперт. – К числу одной из наиболее сложных для реформирования является сложившаяся клиентно-патерналистская система взаимного поручительства и «полезных социальных связей» на разных ступенях госуправления. 


В этом плане политические новации наталкиваются на «негласное» сопротивление старых политических элит и олигополий, все еще контролирующих различные сферы экономики и госуправления. 


– Думается, в процессе политической модернизации РК следует исходить не только из либеральной установки соблюдения прав человека и демократии, что является безусловным и проверенным в передовых странах благом, но также и интересами сохранения сильной и эффективной государственной системы, способной быстро и состоятельно реагировать на возникающие вызовы, – отмечает эксперт, приводя в пример опыт азиатских стран с укорененными этическими традициями ответственной политической культуры и сильной, компетентной элитой, осознающей ответственность за процветание госу­дарства. 


Статья опубликована в №67 от 1.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Шансы на успех»


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36