Известный казахстанский политолог Андрей Чеботарев в своем Telegram-канале подвел некоторые итоги государственного визита Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Китай. По его мнению, этот визит призван способствовать расширению транспортно-транзитных возможностей в отношениях двух стран.
– В данном случае подписанные межправительственные и межведомственные документы касаются вопросов развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), совместной реализации третьей трансграничной железной дороги между двумя странами и международных автомобильных перевозок. Все это важно для восстановления торговых и логистических цепочек, нарушенных вследствие пандемии COVID-19, а также снижения уровня негативного воздействия «войны санкций» между Западом и Россией. В рамках ТМТМ Казахстан выступает связующим звеном между Китаем и Европейским союзом. Маршрут также проходит через Азербайджан, Грузию и Турцию. В 2022 году объем контейнерных грузоперевозок по нему вырос в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом, составив 1,5 млн тонн. При этом казахстанская доля здесь увеличилась в 6,5 раза (до 891 тыс. тонн). Согласно же Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года планируется довести объем перевозок по ТМТМ до 20 млн тонн грузов, – объяснил Андрей Чеботарев.
По его словам, упоминание Касым-Жомартом Токаевым в его выступлениях логистических возможностей в направлении Ирана открывает перед Китаем еще один выгодный маршрут через нашу страну.
– Очевидно, что речь идет о действующей с 2014 года железной дороге Казахстан – Туркменистан – Иран. Согласно поручению Главы государства наблюдается определенная активность в ее использовании. Так, за 9 месяцев 2022-го по этому маршруту было перевезено почти 80 тыс. грузов, что в восемь раз больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В связи с этим будет проработан вопрос о создании транснационального координационного органа с участием транспортных компаний четырех стран, – отметил политолог, перечислив и другие трансграничные проекты вроде строительства третьего пограничного железнодорожного перехода «Бахты» с выходом на действующий участок «Семей – Актогай», второго пути на участке «Достык – Мойынты», а также приграничного комплекса «Хоргосский узел».
По словам Андрея Чеботарева, с одной стороны, все эти проекты призваны увеличить коммуникации и, как следствие, объемы торгово-экономических связей между Казахстаном и Китаем.
– С другой стороны, два из этих проектов носят транснациональный характер вследствие участия ряда иных стран. Тем самым часть нагрузки за их реализацию возьмут на себя Азербайджан, Иран, Турция и т.д., – пояснил эксперт, подчеркнув, что Казахстан в отношении с КНР демонстрирует четкую приверженность своим ключевым внешнеполитическим принципам – многовекторности и прагматизму.
Статья опубликована в №62 от 20.05.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Многовекторность и прагматизм».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!