Если динамика роста объемов мусора сохранится, то даже в такой большой стране, как РК, может элементарно не хватить места.
Казахстанцы продолжат производить больше мусора, однако есть повод взглянуть на данную проблему с некоторой долей оптимизма. Корреспондент Vecher.kz, поговорив на эту тему с экспертами, сделал неутешительный вывод: мусор на свалке есть не что иное, как мусор в голове.
Неутешительный прогноз: мусора будет все больше
Как и ожидалось, большинство отходов формируется из продуктов потребления и состоит из мелкого мусора: бутылок, фантиков, коробок, окурков и многого другого.
Как и предполагалось, Минэкологии довольно эффективно уничтожает выявленные стихийные свалки. Однако эта борьба очень напоминает атаку Дон Кихота на ветряные мельницы. Сколько ни воюй, но вместо одних ликвидированных свалок появляются новые.
400-450 килограммов мусора, которые ежегодно производит один казахстанец, еще далеко не конец истории. Это сейчас указанные цифры впечатляют, через какое-то время впечатлять просто перестанут. И это не может не тревожить.
Кандидат географических наук, депутат Мажилиса Парламента РК Айжан Скакова для начала привела мировую статистику.
«Ежегодно в мире растет потребление, поэтому и количество мусора будет расти. По данным Всемирного банка, ежегодно человечество производит более 2 млрд тонн твердых бытовых отходов. По экспертным оценкам, к 2050 году эта цифра может вырасти вдвое», – отметила она.
Мировой тренд, по словам эксперта, характерен и для Казахстана.
«Мы не исключение. Как и во всем мире, у нас тоже растет потребление, а мест, выделенных под полигоны, откровенно не хватает», – констатировала мажилисмен.
Переработка должна расти быстро
Понятное дело, государство не может смотреть на сложившуюся ситуацию сквозь пальцы. Согласно Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике, к 2030 году доля переработки отходов в стране должна быть доведена до 40%, к 2050 году – до 50%.
Сами по себе приведенные цифры весьма оптимистические.
Как подчеркнула председатель правления ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана» Айгуль Соловьева, за три года объемы твердых бытовых отходов (ТБО) слегка уменьшились, а переработка – увеличилась.
«Согласно статистическим данным, объем образования ТБО в 2017 году составил 4 862,2 тыс. тонн, из них переработано 440,4 тыс. тонн, или 9,05%. В 2020 году образовано 4 551,7 тыс. тонн, переработано 868,9 тыс. тонн, или 18,3%», – отметила она.
На сайте «Государственные услуги и информация онлайн» мы не только нашли подтверждение данной информации, но и кое-чем дополним приведенную статистику. Так, в 2018 году было переработано и утилизировано 11,51% ТБО, в 2019 году – 14,9%.
Если обратить внимание на темпы роста переработки и утилизации ТБО и присовокупить к ним пандемию коронавируса, которая сдерживает потребление, то цифра в 40% к 2030 году выглядит вполне достижимой.
С чего начинается экологическая грамотность
Вопрос, с чего начать, всегда стоит остро. Ужесточение экологического законодательства, как показывает опыт Казахстана, не всегда работает. Можно сколько угодно вешать баннеры с текстом «За выброс мусора штраф 10 тыс. тенге», но ни на йоту вперед не продвинуться.
Как пояснила Айжан Скакова, Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК в прошлом году идентифицировало стихийные свалки, в том числе и с помощью методов дистанционного зондирования. Это усилило работу в этом направлении.
«Но с мусором надо не только бороться, но и повышать уровень экологической ответственности населения», – уточнила она.
По словам эксперта, развитые страны мира как раз начинали с привития людям ответственного отношения к экологии.
«Многие эксперты в качестве примера приводят Германию. Она, кстати, тоже начинала с сортировки мусора. В 70-е годы прошлого века у них тоже было много стихийных свалок. В Японии население самостоятельно разбирает мусор на категории», – подчеркнула мажилисмен.
Как грибы после дождя
Стихийные свалки стали бичом Казахстана. И головной болью для местных исполнительных органов, добавила Айгуль Соловьева. Она также детализировала метод дистанционного зондирования, который применяет профильное ведомство и который упомянула Айжан Скакова.
«Минэкологии совместно с АО «НК «Казахстан Гарыш Сапары» уже несколько лет ведет космомониторинг на территории 23 городов Казахстана (3 города, столица и города республиканского значения), 14 областных центров и 6 городов (Сарыагаш, Жетисай, Балхаш, Жезказган, Семей и Лисаковск). По итогам мониторинга в 2019 году было выявлено 9229 стихийных свалок, в 2020 году – 8884», – поделилась она статистикой.
Стихийные свалки не только фиксируют, но и ликвидируют.
«В 2020 году местными исполнительными органами и территориальными департаментами экологии подписаны графики по ликвидации стихийных свалок. По итогам проделанной работы акиматами областей и городов Нур-Султан, Алматы, Шымкента ликвидировано 7147 из 8884 несанкционированных мест отходов, что составляет 80% (в 2019 году – 29%)», – заметила эксперт.
Но, по словам эколога, независимо от проделанной работы ежегодно вокруг городов и населенных пунктов стихийные свалки появляются снова.
Энергия, удобрения и штрафы
Что касается мирового опыта, то в некоторых цивилизованных странах уже наблюдается дефицит мусора для переработки.
Айгуль Соловьева пояснила, что мусор давно и успешно используется как источник энергии.
«Вместе с энергетической утилизацией отходов применяется метод компостирования и использования компостного материала в качестве удобрения. В таких странах очень бережно относятся ко всему и ТБО не исключение», – подчеркнула она.
Более того, продолжила эксперт, в европейских странах предусмотрены огромные штрафы за неправильное разделение ТБО.
«Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым увеличить штрафы за образование стихийных свалок, расширить полномочия уполномоченных органов, имеющих контрольно-надзорные функции», – предложила эколог.
Казахстан пошел следом
Казахстан не стал изобретать пятое колесо. Оператор РОП (расширенные обязательства предпринимателей) был назначен ответственным за сбор и утилизацию ТБО. Он существует в форме товарищества с ограниченной ответственностью.
Как заметила Айгуль Соловьева, за 2017-2019 годы оператором было закуплено и передано местным исполнительным органам более 10,5 тыс. контейнеров для раздельного сбора ТБО.
«Более того, в 2020 году в целях внедрения раздельного сбора ТБО в рамках реализации проекта в Иле-Алатауском государственном национальном природном парке профинансировано приобретение 135 контейнеров сухой фракции и 90 контейнеров мокрой фракции, а также 2 единицы инновационных двухсекционных мусоровозов с горными тормозами», – перечислила она.
С 2020 года в городах Семей, Актобе и Усть-Каменогорск, продолжила эксперт, ведется работа по внедрению раздельного сбора и сортировки ТБО.
«Закуплены и переданы 4299 контейнеров для раздельного сбора (пластик, стекло, макулатура) и 18 мусоровозов специально для вывоза каждого вида отхода. До конца августа текущего года ожидается поставка трех сортировочных линий для вышеуказанных городов мощностью 60 и 100 тыс. тонн в год. Целью материально-технического дооснащения является увеличения уровня глубины переработки ТБО до 30%. В 2021 году планируется реализовать аналогичные проекты в других регионах, таких как Павлодарская (города Павлодар и Экибастуз) и Алматинская (города Талдыкорган, Капшагай и Илийский район) области», – добавила эколог.
Waste to energy и с чем ее «едят»
Параллельно с сортировкой мусора Казахстан развивает и другие направления.
Айжан Скакова акцентирует внимание на запуске в республике технологии waste to energy, согласно которой в результате сжигания мусора производится энергия и продается в общую электрическую сеть.
Согласно планам властей, мусоросжигающие заводы планируется построить в шести городах.
«Предприятия в Актобе, Атырау, Алматы, Нур-Султане, Таразе и Шымкенте будут работать в соответствии с требованиями, эквивалентными европейской директиве о промышленных выбросах. Сегодня в Европе на таких заводах наблюдаются минимальные значения по выбросам. В качестве примера можно привести Вену, где на мусоросжигающем заводе выбросы диоксина составляют до 1 грамма в год», – отметила она.
В Японии, по словам эксперта, сжигается 80% всех отходов, еще 13% компостируется, а 5% идет в переработку.
«Во Франции сжигается 35% бытового мусора, в Германии – 32%, в Великобритании – 31%, в США – 13%. В Казахстане подобных цифр по сжиганию мусора пока нет», – констатировала мажилисмен.
Что же касается казахстанских заводов, заметила Айжан Скакова, то с потенциальными инвесторами работа уже ведется.
«Минэкологии надо также отработать с акиматами вопросы наличия необходимых земельных участков, инфраструктуры и гарантированной загрузки отходами. Города в Казахстане разные и объемы ТБО тоже разные, поэтому еще до начала строительства вопрос загрузки предприятия нужно проработать скрупулезно», – считает она.
Есть еще третье направление работы с привлечением общественности.
«Уже год идет проект Stop Musor. Это социальный экологический проект Ассоциации экологических организаций Казахстана. В рамках проекта провели исследование, почему люди выбрасывают мусор в неположенном месте, почему такая низкая ответственность? В прошлом году мы проводили экоакции в Нур-Султане и Алматы. Например, люди в пандемию коронавируса выезжали на берег реки Или и засорили там большие площади. Мы – экологи, активисты и волонтеры – туда выехали, почистили, убрали и провели достаточно масштабную акцию. К акции привлекли даже команду девушек Мисс Казахстан», – отчиталась эксперт.
Не больше, не меньше – посередине
По данным Минэкологии, в настоящее время в Казахстане на 3,2 тыс. полигонах накоплено более 120 млн тонн твердых бытовых отходов. Ежегодно на них завозится 4,5-5 млн тонн нового мусора. Переработка ТБО растет, но не справляется с темпами заполнения полигонов. В результате только при областных центрах (их в Казахстане 14, помимо 3 городов республиканского значения) насчитывается более 20 переполненных мусором полигонов.
В целом объем образования ТБО, полагает Айгуль Соловьева, прямо пропорционален количеству населения. Также существует положительная корреляция между образованием ТБО и уровнем доходов страны.
«Согласно данным Международной ассоциации по твердым отходам (ISWA), ежедневный показатель образования ТБО на душу населения в мире варьируется в пределах 0,11- 4,54 кг, в среднем 0,74 кг. В Казахстане ежегодно образуется 4,5-5 млн тонн ТБО, в среднем на душу населения 0,78 кг/день Таким образом, объем образования ТБО в Казахстане соответствует средним мировым показателям», – уверена она.
Что делать и как жить?
Любые экологические проблемы, тем более вопросы управления ТБО, нельзя решить за короткий промежуток времени.
По мнению Айгуль Соловьевой, они имеют глобальный охват по своему масштабу. Поэтому решение таких вопросов всегда ориентировано на долгосрочную перспективу с комплексным подходом – от уровня культуры, воспитания и экологической осведомленности населения до политических решений и материально-технических возможностей.
«Как известно, статьей 329 нового Экологического кодекса РК регламентировано применение Иерархии по обращению с отходами в следующем последовательном порядке.
- Предотвращение образования отходов.
- Подготовка отходов к повторному использованию.
- Переработка отходов.
- Утилизация отходов.
- Удаление отходов.
«Согласно статистическим данным ЕС, с принятием данной Иерархии наблюдается динамика снижения объемов ТБО, вывозимых на полигоны захоронения, поскольку этому предшествуют этапы переработки и энергетической утилизации отходов на законодательном уровне», – подчеркнула она.
Со своей стороны, Айжан Скакова предложила некоторые шаги в правильном направлении.
«На самом деле необходимо выстраивать единую систему управления отходами. Координатором может быть МЭГПР. Самое главное – нужно начинать экологическое воспитание еще с детского сада и школьной скамьи. Объяснять детям, как правильно себя вести, чтобы следующим поколениям оставить чистую и здоровую окружающую среду», – резюмировала мажилисмен.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!