Премьера оперы «Хан Султан. Алтын Орда» в Алматы

Премьера оперы «Хан Султан. Алтын Орда» в Алматы Фото автора

Многие театралы ждали этих событий. Это большой международный проект, посвященный 800-летию основания Улуса Джучи. Идея поставить оперу о временах Золотой Орды на случай Театра оперы и балета имени Абая принадлежит его директорию Айнур Копбасаровой

– Золотая Орда – важнейшая веха в истории Казахстана, – говорит она. – При этом я предложила
акцентировать внимание не только на значимых исторических фактах, но и на роли женщин в семье, воспитании детей, обществе. То, какие ценности мы прививаем сыновьям и дочерям, впоследствии могут сыграть ключевую роль не только в их жизни, но и в судьбе страны. Хан Султан, ставший благодаря правлению Чингисхана живым, вошёл в историю своей смелости, свободолюбия и способности вести тёплые отношения с русскими князьями. Я считаю, что для того, чтобы популяризировать таких женщин тюркского мира сегодня, и дать им справедливую оценку, необходимо продолжать излагать на сцене образы уважаемых дочерей Великой Степи.

Идею оценили, и работа закипела, масштабный культурный проект собрал вокруг себя лучших деятелей искусства, причем не только отечественных. Либретто по мотивам драматического произведения мастера слова Алмаса Нусипа «Хан Сұлтан. Алтын Орда» написал заслуженный деятель искусств Казахстана Маралтай Ыбыраев. К работе привлекаются консультанты – ведущие историки, это опере не только становится интересной по сюжету, но и максимально усиливает зрелищность атмосферы. 

Свои комментарии по времени, в которых разворачиваются события, дали кандидат исторических наук, профессор Нурлан Атыгаев, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханов, шолуы» Ильнур Миргалиев и профессор университета «Мармара» Ильяс Кемалоглу. 

Искусство без границ

Однако главное в оперном искусстве – это, конечно, музыка. «Ее, вдохновляя мировыми классиками», написал молодой казахстанский композитор Хамит Шангалиев. 

– Если честно, никогда не писал то, что написал оперу, для меня это было вызовом, до сих пор не верю, что сделал это, думал он. – Согласившись принять участие в проекте, я больше суток буквально не выходил из своей студии. Очень хотел создать нечто особенное. Признаюсь, сначала мне было очень тяжело. Я бесконечно читал либретто, жил с героями, даже мыслительно разговаривал с ними, вдохновлялся. И когда у меня в голове появился свой мир, тогда все восстановилось. 

Поставил оперу по специальному приглашению итальянского режиссера Давиде Ливермора. У маэстро есть опыт работы с такими мировыми звездами, как Лучано Паворотти, Хосе Карерас, Пласидо Доминго, а также с культовыми режиссерами, среди которых, например, Лука Ранцони и Андрей Тарковский. Спектакли, которые ставил Давиде Ливермор, демонстрировались в Ла Скала, Реджо, Сан-Карло, Римской опере, Центре исполнительских искусств в Сеуле и на других самых известных сценах мира. Наиболее известные его работы – «Сицилийская вечерня», «Севильский цирюльник», «Норма», «Идоменей», «Богема», «Отелло» и другие. Сегодня Давиде Ливермор – художественный руководитель кинотеатра «Баретти» – в родном Турине. В своих стенах маэстро занимается экспериментальными постановками, основанными на произведениях искусства. Также он преподает сценографию в университете Венеции. К слову, в Казахстане он не впервые, ранее участвовал в создании постановок, например, в Астане и Туркестане.

– Я рад приехать в вашу страну снова, чтобы принять участие в создании масштабного проекта в замечательном Театре оперы и балета имени Абая, – говорит Давиде Ливермор. – Это интересный и вдохновляющий опыт для меня. Несмотря на то, что я не впервые в Казахстане, многие интересуются, как режиссер из Италии может чувствовать казахскую душу. На самом деле мне нередко задают такие вопросы, когда работаю за границей. Несколько лет назад это случилось в Мадриде, где я ставил сарсуэлу. Это такая национальная разновидность музыкально-сценического представления в Испании, наиболее близкая к оперетте. Так вот, тогда меня спросили, как я буду делать этот проект, если я итальянец. Ответ у меня всегда один – у искусства нет границ, – поделился Давиде Ливермор.

История личности

Что касается непосредственно сюжета, то история строится вокруг одной из самых значимых фигур Золотой Орды, причем, речь идет о женщине. Это, как можно догадаться из названия оперы, Хан Султан – мать великого хана Берке, третья жена Джучи хана. Ее судьба очень непростая, в ней до сих пор много белых пятен, и о ее жизни наверняка можно написать большой роман. 

Что же касается оперы, то ее сюжет начинается с завоевания Чингисханом Хорезмшахского государства – крупного центра мусульманской культуры и тюркского политического объединения. В 1220 году при взятии крепости Илал в Мазандеране в плен к Чингисхану попали Теркен-хатун, мать хорезшаха, Алла ад-Дина Мухаммада и ее внучка Хан-Султан, старшая дочь хорезмшаха. Чингисхан отдал ее в жены своему старшему сыну Джучи, которому предстояло стать правителем значительной части бывших владений покоренного государства. Несколько лет спустя у Джучи и Хан Султан уже было три сына – Берке, Беркечар и Бури. Завершается опера становлением Алтын Орды. Огромную роль в этом как раз и сыграла Хан-Султан. Благодаря острому уму, характеру и политической мудрости эта женщина сделала себя и своих сыновей ключевыми деятелями в Улусе Джучи.

Над оперой трудилась большая команда, ведь чтобы все сложилось, важна каждая деталь. Огромную работу проделали специально приглашенный сценограф Элеонора Перонетти, которой доводилось оформлять сцены всемирно известных театров во Франции и Италии. Хореографомпостановщиком оперы выступила балетмейстер Асем Адылбекова.

– Мне было очень приятно работать с маэстро Давидом. Он – настоящий профессионал своего дела, – сказала она. 

Конечно же, огромную роль в восприятии спектакля играют костюмы артистов. Каждый образ продумала до мелочей главный художник по костюмам Айнур Еримбетова. 

– Я получила образование в Италии, имею свой бренд одежды, но никогда раньше не создавала костюмы для оперы, вообще не сотрудничала с театром. Однако, когда меня пригласили в проект, приняла этот вызов, – делится дизайнер. – Я две ночи читала либретто, вникала в каждую деталь. История меня очень вдохновила, особенно образ хан Султан. Это была очень сильная и мудрая женщина. Работая над костюмами, все время мысленно разговаривала с ней, и она мне «отвечала».

Неоценимую помощь оказали дизайнер Аксауле Жанбырай и ее ассистент Анаргуль Курбанкелды. Они представили свой взгляд на то, как одевались люди во времена Золотой Орды. Всего было создано около 300 костюмов, в цехе отшито порядка двухсот пар обуви.

В целом опера «Хан Султан. Алтын Орда» – не только пример международного сотрудничества в сфере культуры, но и образец сочетания классики и передовых технологий. Этого премьера с порога можно назвать одним из самых ярких культурных событий прошлого года. Увидеть ее на сцене Казахского национального театра оперы и балета имени Абая можно сегодня, завтра и послезавтра.

Ваша реакция?
Нравится
1
Не нравится
1
Смешно
1
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

20:01

19:35

18:21

18:07

17:54

17:40

17:31

17:31

17:12

17:04

16:54

16:30

16:24

16:17

16:13

16:01

15:52

15:45

15:39

15:22

14:56

14:43

14:31

14:06

13:41