Переезд в другую страну в юном возрасте – это большой стресс.
Какой подросток не хочет хоть раз в жизни съездить в Америку? А уж жить там, работать и учиться – это предел мечтаний. Дана Ерланова, героиня нашего интервью, сумела воплотить американскую мечту еще в 15 лет. Сейчас девушке 20, она учится в Иллинойском университете в Чикаго. Помимо этого Дана работает фрилансером-программистом. До переезда в Америку у нее была даже своя школа кодинга, которая дала старт многим начинающим программистам.
– Почему вы решили стать программистом? Что вас привлекает в этом деле?
– Я решила стать программистом в 8-м классе, когда эта профессия еще не была такой популярной, как сейчас. Несмотря на то, что в то время многие не знали про программирование, уже тогда были олимпиады по кодингу. Когда я увидела, как мой одноклассник принимает участие в этих олимпиадах и занимает призовые места, мне стало интересно, что это за сфера и почему в ней такие крутые призы – отправляют за границу, встречают в Штатах.
Этот интерес привел меня к профессии. Меня в программировании привлекает то, что оно дает возможность бросать себе вызов и развивать умственные способности. Это звучит немного странно, но, когда я программирую, я чувствую, что делаю что-то очень невероятное. Мне нравится это ощущение, а также то, что таким образом я могу принести пользу людям.
– У вас ранее был «американский опыт». Попасть в Google в 17 лет – большое достижение! Скажите, как вам это удалось?
– Я начала ездить в Штаты с 8-го класса, тогда я записалась в клуб робототехники, обучалась в НИШ на физико-математическом направлении. На тот момент в школе был один маленький кабинет робототехники. Никто не знал, что мы можем поехать в Штаты, однако наш учитель-американец знал про возможность съездить туда, и он нам сообщил, что если мы выиграем соревнования в Москве, то получим приглашение в Америку. Получается, что соревнования в Москве – это был мой первый профессиональный выезд. Я поехала туда с учителем и другими одноклассницами. Затем мы отправились в Штаты, нам дали визу на 10 лет – вот так я получила визу B1 в 15 лет.
После этого я ездила в Сан-Франциско на соревнования Google. Чтобы попасть во всемирно известную компанию в 17 лет, я работала над одной идеей два года. До того как попасть в Google, занималась робототехникой и уже была в Штатах, в Москве, поэтому знала, как и на что смотрит жюри.
Мы с моей напарницей создали мобильное приложение и умную таблетницу. На эту идею меня подтолкнуло то, что у моей бабушки была болезнь Альцгеймера, а также то, что людям с ВИЧ необходимо вовремя принимать лекарства. Мы захотели создать умное устройство, которое следило бы за тем, чтобы дети и взрослые принимали таблетки вовремя.
В Штатах очень распространены услуги caregiver, смотрящего, который ухаживает за больными. У них ведь другой менталитет – когда детям исполняется 18, они просто уходят из дома, там нет невесток, которые делают все по дому. Дети просто нанимают людей, которые смотрят за стариками. Тем не менее для них важно знать, принимают их близкие лекарства или нет, соблюдают ли режим. И вот эта идея, которая созрела в Казахстане, но была актуальна в США, помогла нам попасть в Google.
Тогда жюри было удивлено, потому что до этого не было ни одной команды, которая прошла Google Science Fair, мы были первыми. Им понравилась наша идея. Также очень помогло знание английского языка, так как мы грамотно ответили на все вопросы, отработали возражения. Три составляющие: знание проблемы, которую мы решаем, решение, которое мы предлагаем (приложение, устройство), и грамотная презентация помогли нам выиграть.
В ту поездку я провела в Штатах неделю, она была насыщенной, мне очень понравилось. После этого ездила на другое соревнование – Technovation, для девочек. Одну неделю мы посвятили соревнованиям, другую неделю жили в Сан-Франциско.
Тогда я загорелась идеей попасть в Штаты, чтобы обучаться там на английском языке. Мне казалось, что все новые технологии находятся там, меня всегда туда тянуло. В 2020 году я должна была полететь туда, но из-за коронавируса, из-за забастовок Black Lives Matter в США мои родители не захотели меня отпускать. Тогда мы получали много новостей, что наши казахстанские студенты, обучающиеся за границей, не могут попасть домой и испытывают трудности.
– Чем вы занимались, оставшись в Казахстане?
– Я была опечалена на тот момент, потому что должна была отправиться в Нью-Йорк и обучаться в Университете Рочестера. Однако отказалась и поступила в КБТУ. Когда выбирала местный университет, главным критерием для меня было сэкономить время. Поначалу в КБТУ мне сообщили, что я буду учиться три года, но в первый же день учебы эту информацию опровергли. Для того чтобы учиться три года, нам нужно было закрыть с десяток кредитов на сумму в 700 тысяч. В целом я могла заплатить, но не видела смысла закрывать эти предметы, так как думала, что мое место явно не там.
В университете были студенты, которые только начинали учить английский язык и языки программирования, а я как человек, который участвовал в разных олимпиадах, вообще не видела толку от обучения в университете. Через два месяца решила уйти из него, на тот момент я уже работала на двух работах. Первая – в стартапе, где была мобильным разработчиком, и параллельно преподавала онлайн по московскому времени. Я работала с 10 утра до 12 ночи. Таким был мой график в 2020–2021 годах.
– Потом вы все-таки попали в США?
– Да, сейчас я живу в Штатах, приехала по студенческой визе. Находясь тут по ней, можно работать максимум 20 часов в неделю. Можно просто брать проекты в качестве фрилансера, для этого нужно свободно владеть английским и иметь проектное портфолио.
Сначала я подавала на рабочие визы. Но это долгий процесс, поэтому я пока фрилансер. Работаю с помощью сайта fivver.com, на нем американцы заказывают веб-ресурсы, мобильные приложения, над которыми я работаю. Все еще обучаю программированию онлайн индивидуально до профессионального уровня и снимаю видео, работаю над своим блогом.
В целом в Штатах очень много студентов-казахов и людей, которые переехали сюда, потому что жизнь здесь абсолютно другая. Самостоятельная жизнь в Америке в 20 лет позволила мне повзрослеть, очень рано столкнуться с трудностями. Переезд в другую страну в юном возрасте – это большой стресс. Когда человек проходит через него, то мелкие проблемы кажутся пустяками.
– Какие есть плюсы и минусы жизни в США?
– Жизнь в Штатах необычна, каждый день она бросает мне новые вызовы, сталкиваться с которыми в 20 лет – очень интересно. Мне нравится, что тут нет осуждения. Люди в Америке могут быть очень своеобразными, никто ничего им не скажет. Здесь практикуется множество языков и есть районы, кварталы, где проживают этнические группы. США – это страна иммигрантов. После переезда я начала ставить в приоритет свое ментальное здоровье, чего не было в Казахстане. Сейчас я очень щепетильно отношусь к своему рациону. Мне не нравится, что здесь очень калорийная еда и практически невозможно найти свежие фрукты и овощи, для этого необходимо ехать куда-то. Еще один минус – американцы очень справедливы. Для человека с казахским менталитетом мне было трудно с этим свыкнуться. Американцы могут просто так оштрафовать друг друга, если им что-то не нравится. Например, мы припарковались перед одним домом на 20 минут и нам тут же повесили штраф. Для того чтобы вызвать патруль, который нам выписал штраф в 35 долларов, хозяин дома заплатил 50 долларов. Это чрезмерная честность.
Я очень сильно скучаю по Алматы, потому что это город, в котором я училась, росла, я знаю каждый его уголок. Также я скучаю по своей семье.
– С какими сложностями вы столкнулись после переезда?
– Главная сложность, с которой сталкивается любой человек, переезжающий в другую страну, – чувство одиночества. В своей стране, даже если ты ни с кем не общаешься, ты понимаешь местный менталитет. Знаешь, кто работает в овощной лавке, в каком кафе можно выпить вкусный кофе… Здесь же ты все начинаешь сначала. Не знаешь – доверять людям или нет. И еще ты всегда осторожен. В Штатах легализировано оружие, а люди часто что-то курят на улице. Я до смерти боюсь таких вещей.
В целом я привыкла к американскому менталитету. Здесь нет понятия «решать дела по-казахски». Американцев со школьных лет учат честности. Еще мы, казахи, всегда опаздываем, а в США все пунктуальные.
– Каким своим достижением вы гордитесь больше всего?
– Я горжусь не столько достижениями, сколько своим упорством и бесстрашием. Даже когда я переживаю сложные времена, не опускаю руки. Я росла в многодетной семье, в которой нужно экономить. Поэтому должна была порой забывать о своих «хотелках»: о сдаче международных экзаменов, курсах. Есть дети, у которых родители могут все это оплачивать, а у меня такой возможности не было, поэтому всегда умела копить. Я копила деньги с бизнеса и не инвестировала их обратно – это было большой ошибкой. Однажды произошла такая ситуация: деньги были в акциях, и когда началась война в Украине, они рухнули, я потеряла порядка 2,5 миллиона тенге, очень расстроилась, родители были в шоковом состоянии. Тогда я не сломалась и начала работать снова. Максимально занимала себя, участвовала в марафонах, выступала, чтобы избежать стресса. Из-за своей ошибки потеряла возможность расслабиться и дать моему бизнесу работать на себя. После этого случая заработанные деньги я использовала для того, чтобы обновить мебель в школе, купить новые ноутбуки….
– Как вы оцениваете перспективу развития IT-сферы в Казахстане? На каком уровне у нас находится подготовка кадров в области информационных технологий?
– IT-сфера в Казахстане развивается, но не стремительно. Astana Hub, акселератор множества стартапов, начал коллаборацию с Google Startups – это здорово. У нас есть отличные компании, которые масштабируются в другие страны. Все начинается с подхода к обучению. В Штатах компьютерные науки преподаются со школьных лет. Здесь обучение намного качественнее, потому что школы более оборудованные. У нас студенты основы программирования начинают изучать в университетах, а затем доучиваются в компаниях, в которых работают. Тем не менее я бы сказала, что математика у нас на хорошем уровне. Я оценила бы перспективы развития Казахстана в сфере IT на 7 из 10.
– Какие планы вы строите относительно своего будущего?
– Я думаю остаться в США или продолжить обучение в Абу-Даби, мечтаю пожить в качестве фрилансера в разных странах. Я не планирую жить на протяжении долгого времени в Америке. Здесь есть хорошие возможности зарабатывать, но при этом очень большие налоги и сложные правила. Я хотела бы жить в Казахстане, если рассматривать период от 40 до 80 лет. Но ближайший год я буду в США, потом – в Абу-Даби.
– Какие советы вы можете дать начинающим программистам?
– Главный совет – поступить в университет или обучиться кодингу в хороших школах программирования. Если есть возможность – начать работать в IT-сфере, преподавать, закрывать какие-то проекты, быть фрилансером, изучать что-то самостоятельно. Например, моя первая стажировка была в Kolesa Group. Нужно начинать с местной компании. Летом появляется очень много возможностей, надо просто следить за новостями и подавать заявки. Чтобы попасть за границу, нужно прокачивать английский, иметь проектное портфолио и кейсы, которые абитуриент сделал. Для того чтобы попасть в передовые компании – работать официально два года в хорошей компании, решать задачи с сайта leetcode.com.
Статья опубликована в №97 от 23.08.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Американская мечта».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!