В республике разработана специальная методика для детей с особенностями в развитии, которая показывает впечатляющие результаты. Подробнее о ней «Вечёрке» рассказала психолог Светлана Пак.
Фото из личного архива Светланы ПАК
Согласно статистическим данным, в прошлом году число детей с аутизмом раннего возраста в Казахстане составило 1052, ребят дошкольного возраста (от трех до пяти лет) – 4331 и от шести до 18 – 6704 ребенка. За текущие полгода эта цифра уже перевалила за 15 тысяч.
– Аутизм до сих пор окутан тайной и мифами, хотя был описан более 80 лет назад. Не существует четких критериев для постановки этого диагноза, часто его ставят специалисты, не имеющие на то соответствующей квалификации и полномочий. Это способствует тому, что даже cреди профессионалов, занимающихся этой проблемой, нет ни единства взглядов, ни сколько-нибудь доказанных эффективных методов коррекции этого состояния, а уж для широких слоев населения аутизм является почвой для возникновения различных мифов, – отметила Светлана Пак.
В этом году впервые на семинаре-тренинге по работе с особенными детьми врач-психиатр и психотерапевт Ирина Русакова представила уникальную авторскую методику лечения детей с аутизмом. Впоследствии специалист подробно рассказала об этом в своей книге «Аутизм и сознание. Альтернативный подход к проблеме аутизма».
Автор считает, что не существует такого диагноза, как аутизм, ведь в него как в синдром включаются совершенно различные по своему происхождению, течению и прогнозу состояния, требующие различных подходов к коррекции и лечению. Она проводит четкую диагностическую границу между этими состояниями, классифицирует симптоматику и предлагает эффективный метод коррекции. Наиболее распространенная форма этого состояния характеризуется недоразвитием высших психических функций, прежде всего сознания.
Психолог поделилась своим мнением касательно новой методики лечения.
– Подход требует профессиональных знаний и опыта работы в данной области. Но так как книга написана очень живым языком и все теоретические постулаты сопровождаются яркими клиническими случаями из практики и размышлениями автора по поводу воспитания, обучения и взаимоотношений в современном обществе, то ее прочтение может быть доступно и полезно для всех, кто интересуется данной проблемой. Книга Ирины Русаковой представляет собой не просто авторскую программу для работы с ранним детским аутизмом (РДА), но и универсальную методику, подходящую для любого психолога, психотерапевта и родителей, стремящихся воспитать гармоничного, всесторонне развитого и самостоятельного человека. Уникальность метода заключается не только в его простоте и понятности, но и в системе, которую может использовать даже начинающий специалист или сами отцы и матери, – считает она.
Эксперт выделяет три базовых правила, системное использование которых поможет привести ребенка к осознанной социализации: режим, дисциплина, социальный контакт с детьми. При соблюдении правил внедрения дисциплины, в момент сопротивления, нарушения правил в качестве наказания применяют физическую нагрузку (приседания).
– Есть обязательное правило – необходимо принимать участие во всех коллективных мероприятиях с детьми, держась за руки в кругу. Еще один немаловажный момент – системное чередование нагрузки и отдыха, обязательные физические упражнения (зарядка, плавание, другие виды спорта). В летнее время полезны пешие походы в горы на дальние расстояния, – рассказала психолог.
Светлана Пак считает, что у взрослых вылечить аутизм практически невозможно, поскольку он, как и другие заболевания, связанные с поражением коры головного мозга и не только, должен лечиться своевременно. Чем раньше установлена причина и начата коррекция, тем больше шансов выхода ребенка в норму развития.
– Методика, разработанная Ириной Владимировной для работы с детьми с РДА, показывает впечатляющие результаты: дети из тяжелых, порой «безнадежных» состояний максимально социализируются и приобретают навыки здоровых коммуникаций. Новаторский и самоотверженный труд, высокий профессионализм и альтруизм Русаковой заслуживают широкого признания. Автора книги можно назвать казахстанской Марией Монтессори, поскольку ее методика проста и уникальна, что позволяет успешно развивать любого ребенка. Как одна из первых читателей книги настоятельно рекомендую ее всем, кто связан с педагогикой, психологией и воспитанием, – резюмировала Светлана Пак.
Трудно не отметить то, что дети и взрослые с расстройством аутистического спектра, живущие в «своем» мире, более подвержены риску стать объектом насмешек, унижений и подавления. Как отмечает Ирина Русакова в своей книге, первостепенное значение имеет развитие сознания, которое должно эволюционировать и наполняться базовыми моральными и нравственными нормами, чтобы буллинг перестал быть частью нашей реальности. Автор методики также считает, что аутизм не случайно стал так стремительно распространяться с развитием общества потребления и все более широким использованием гаджетов. В социуме вырос уровень агрессии и нетерпимости, хамство и грубость по отношению друг к другу стали чуть ли не нормой. Поэтому если мы хотим помочь людям с аутизмом и, возможно, прежде всего себе, то необходимо менять отношения в обществе в целом поднятием уровня образования, которое подразумевает обучение и воспитание.