Путь «Вечерки» от идеи до читателя: Как создается газета

Путь «Вечерки» от идеи до читателя: Как создается газета Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

Немного из истории «Вечерки»



За время своего существования городская газета выходила под разными названиями. Во второй половине 1930-х годов читателям предлагали в киосках «Социалистическую Алма-Ату».



В 1968 году вышел в свет первый номер газеты «Вечерняя Алма-Ата». Вопрос организации в городе новой газеты ставили на всесоюзном уровне: все столицы союзных республик должны были иметь свои издания. Газета являла собой атрибут большого города, крупного экономического и культурного центра. Она оперативно освещала главные события, писала о городе и горожанах. Газета развивалась, а вместе с ней рос и профессионализм журналистов.



Сегодня жители крупнейшего мегаполиса страны читают в бумажном и интернет-форматах «Вечерний Алматы», но старое доброе народное название «Вечерка» так и закрепилось за ней.   





Разместить информацию на новостном интернет-портале несложно. Для этого достаточно «залить» текст на сайт, отформатировать его, поставить иллюстрации и придумать заголовки. Создание печатной продукции предполагает гораздо большие затраты времени и труда. Мало написать текст и сделать фотографии. Это нужно еще сверстать и напечатать. Но перед тем, как отправиться в печатный цех типографии, чтобы встретить с конвейера свежий, пахнущий типографской краской номер «Вечерки», мы представим ее создателей.





Журналисты «Вечерки»



Имена журналистов издания у читателей на слуху, но знают ли они, как выглядят авторы их любимых колонок? Давайте познакомимся поближе!



Наталья Глушаева



«В «Вечерочке» работаю с 2004 года, без малого почти 20 лет. Пришла второкурсницей и осталась. Люблю писать репортажи. За время работы в газете побывала в роли пожарного, проходила полосу препятствий на БТР, сплавлялась по реке на плоту из мусора, примеряла профессии телохранителя, почтальона, частного детектива, дворника и многие другие.





Елена Соколова



«В «Вечерке» я с 2008 года. Пишу на темы «куда отправят», но сама люблю культуру, больше всего театр. Раньше много писала про разные ЧС и была спецом по сельхозярмаркам.





Бахыт Сарсембаева



«Я редактор отдела ЖКХ и городского хозяйства газеты «Вечерний Алматы» с 2022 года. Когда-то я без оглядки влюбилась в профессию журналиста, с тех пор остаюсь ей верна. И сколько бы лет я не проработала в этой сфере, всегда находится повод удивляться и учиться чему-то новому.  Журналистика – это образ жизни».





Куляш Тургазиева



«За полгода работы в «Вечерке» я посетила впервые десятки новых социально-культурных, образовательных, военных и других объектов в Алматы, о существовании которых даже не знала.



Мы, новостные корреспонденты, готовим материалы на самые разные темы и постоянно находимся в гуще событий. Ежедневно масса новых впечатлений». 





Айгуль Колумбетова



«С 2014 года работала в газете «Вечерний Алматы» внештатницей. В штате с прошлого года. За это время я прошла стажировку в компании ВВС. Нравится писать про темы отдыха горожан, спорт, стартапы и многое другое».





Наргиз Рахимжан



«Я младший редактор отдела новостей и информации. В «Вечерке» работаю чуть больше года. Освещаю городские мероприятия, пишу на культурные и духовно-познавательные темы».





Акерке Мырзагалиева



«В «Вечерке» я работаю с 2017 года. Это мое первое рабочее место и первый профессиональный коллектив. Я пришла совсем «зеленой», меня весь коллектив учил писать и работать. Я пишу на социальные, коммунальные, экономические темы. Планирую выйти на пенсию с «Вечерки».





Индира Сатбаева



«Работаю в «Вечерке» с 2007 года. Сначала пришла работать корректором, но в 2010 году попробовала себя в роли корреспондента отдела новостей, так и осталась в нем. В основном пишу на тему культуры».





Газета «Вечерний Алматы» выходит три раза в неделю. Один из ее номеров – «толстушка» с программой телеканалов, в ней 24 полосы. В обычной газете 12 полос.





Все начинается с выбора тем для публикаций. У разных газет разная периодичность выхода, но этому всегда предшествует обсуждение будущего номера. Редактор и журналисты собираются в кабинете главного редактора и выбирают темы и поводы для газеты.





Главный редактор Евгений Рахимжанов отвечает за выпуск газеты и сам является автором материалов на политические темы.



После выбора тем для материалов авторы начинают готовить тексты. Конечно, в таком деле первое, что имеет значение, это скорость и оперативность. Иногда всего в 2000 символов нужно уместить информацию о каком-либо событии или происшествии, и это совсем не легко. Исключая долгие описания и используя захватывающие заголовки, журналист должен «поймать» своего читателя, подтолкнуть его к прочтению всей статьи и завоевать его доверие. Вот сколько целей и задач ставится перед журналистом.





«Время подготовки зависит от сложности и от срочности. Горячие новости должны печататься в этот же день», – говорит Евгений Рахимжанов. - Иногда журналисту нужно мнение спикера, найти которого быстро порой бывает не так просто. Для подготовки некоторых материалов необходимо направить письменные запросы в госорганы и дожидаться ответа».





«Самое сложное в работе в газете – успеть в срок сдачи номера. Бывает, что номера слетают, и приходится срочно искать что-то на замену», – добавила заместитель главного редактора Ирина Тулинова, которая работает здесь с 2009 года.



«Я очень люблю мою «Вечерку». Здесь благодаря моим учителям и наставникам я состоялась как журналист. Люблю писать на экономические темы. Немногим нравится экономика, но мне очень интересны цифры».  





И конечно же, статьи в газете должны сопровождаться фотографиями. Как говорится, одна картинка может стоит тысячи слов, так что без фотокорреспондента тут не обойтись, даже если у тебя в руках хороший смартфон. От Кайрата Конуспаева здесь зависит многое – фото должно быть качественным, в большом разрешении и без пересвета.



«Я работаю в «Вечерке» с 2017 года. Моя работа интересна тем, что, например, с утра ты можешь снять брифинг, а потом отправиться куда-нибудь в горы на вертолете или посетить какой-нибудь концерт со звездой», – делится фотокор.





Текст написан, фото подготовлены. Теперь журналист передает материалы главному редактору на утверждение.



Затем материалы попадают в руки корректоров – Ирине Грединой и Флориде Шарафулиной на вычитку и правки.



«Перед тем как текст отдается в печать, он проходит три вычитки: редактором, корректором, и уже в виде готовой полосы – ответственным секретарем и дежурным редактором. Работа наша требует большой ответственности, усидчивости и внимания. Бывают в текстах опечатки, где-то пробел лишний, где-то запятой не хватает…», – рассказывает Ирина.





«Мы вычитываем и корректируем не только тексты журналистов, но и рекламные материалы, и телепрограмму. Мы редактирующие корректоры, то есть мы не только правим орфографию, пунктуацию, но и можем поправить стилистику материала, что-то где-то поменять, дополнить в тексте», – добавила Флорида.  



Следующий этап выпуска газеты – верстка, над которой трудятся три мастера компьютерной верстки – Татьяна Акимова, Елена Бабкина и Роман Кон. Как выяснилось, верстка – это процесс соединения всех материалов в привычный для нас вид стандартной газеты. Сейчас для этого используются графические программы.



«Проще говоря, мы верстальщики. Мы размещаем текст и фотографии на странице так, чтобы все смотрелось красиво, было на своих местах и все слова уместились», – рассказывает Татьяна.





Именно верстка является одним из самых долгих процессов в выпуске газеты. Все должно быть сведено четко, ровно и без каких-либо недочетов.



«Газетные полосы мы собираем по мере их выхода от корректоров. На верстку одного газетного номера уходит около дня», – отметила Елена.





Роман Кон не только мастер компьютерной верстки, но и специалист, которого боится вся техника, – он айтишник.  



«Сверстать газетный выпуск несложно. Главное, чтобы были все материалы. Каждый из нас отвечает за свои полосы. Работа очень ответственная. Перед отправкой полос в печать мы должны четко отследить, чтобы все блоки, фото и заголовки были на своих местах», – дополнил Роман.





Затем сверстанные полосы распечатываются и уходят на утверждение редколлегии, в которую входит заместитель генерального директора по творческим вопросам Гульжазира Сайдахмедова, Евгений Рахимжанов, ответственный секретарь Абдижамал Сапаркулов, Ирина Тулинова и дежурный редактор.



Редколлегия проверяет, как выглядит готовая полоса, как встали фотографии, смотрит шрифты, нет ли совпадений слов в заголовках. Все материалы должны соответствовать рубрикам. Например, материал про ЖКХ не должен оказаться на полосе со спортом.  





Затем вся редколлегия отправляется в кабинет генерального директора холдинга Alatay Aqparat Ержана Калымбайулы – за ним конечный вердикт.



После утверждения руководством будущий номер газеты в формате PDF по электронке уходит в типографию на печать.   





Итак, ближе к 21.00 настала финальная и, на мой взгляд, самая захватывающая и интересная часть всего процесса – поездка в типографию. Не знаю, сколько еще найдется таких же людей, как я, полагающих, что в мире компьютеров и машин газеты печатаются легко и просто. Я считала, что сейчас газеты печатаются через большой принтер.





Когда-то печать газеты считалась вредным производством, потому что использовался свинец, и сотрудникам за вредность давали молоко. В наше время технологии стали более щадящими к здоровью сотрудников, да и процесс печати на современном оборудовании упростился и ускорился. Если раньше на печать одного тиража уходило 2-3 часа, то сейчас «Вечерка» выходит за 30-40 минут благодаря прогрессу.



В типографии нас встречает Оксана Савченко. Она оператор StP, а проще – специалист допечатной подготовки.





«Для начала материалы отправляются на сверку по стандартам и размерам типографских машин. Указываются точные размеры самой газеты и просматриваются использованные цвета. Затем материал переносится на большой слайд из тонкого алюминия синего цвета. Причем цвет на данном этапе одинаков на всех слайдах. Но если в статье используются цветные картинки, печатается несколько подобных слайдов, которые потом образуют смешение красок», – рассказывает специалист.



Затем слайд отправляют в специальную машину, которая проявляет печатный материал.





Потом на листах пробиваются отверстия, при помощи которых они будут закреплены в специальных пазах на типографских машинах.



Затем все металлические листы быстро уносят к типографским станкам – это и есть тот самый «большой принтер».





Теперь о цвете. В типографии есть только основные цвета – черный, желтый, синий и красный. Именно для этого нужны были несколько пластин, чтобы, например, создать зеленый цвет. Каждый слайд вставляется в определенный цвет, и затем происходит невидимый для нас процесс смешивания.



За всем ходом работы, запуском машины и подбором цветов следит специалист, который в нужный момент при каких-либо неточностях приостанавливает работу, чтобы исключить лишние расходы.



Один рулон газетной бумаги весит 400 кг! И каждая такая замена требует огромных физических усилий.





Когда конвейер начинает выдавать результат, все присутствующие стоят в ожидании. Первые экземпляры получаются не очень удачными. Испорченные газеты подлежат утилизации.





И вот свежий номер «Вечерки» в руках у заместителя генерального директора по творческим вопросам Гульжазиры Сайдахмедовой.





Тележка быстро наполняется стопками газет, перевязанных шпагатом, – сноровке упаковщиц можно позавидовать.



Машина выдает последнюю партию. Осталось только все отправить на склад, упаковать для транспортировки, и теперь газета готова к встрече с читателем.





«Я сортирую «Вечерку» по всем регионам Казахстана, где есть подписчики. По городу Алматы для киосков и точек продаж газеты забирают редакции сами», – рассказывает Кырмызы Альжанова.





Одна часть тиража свежего номера после выхода из печати в типографии передается в цех экспедирования печати Алматинского почтамта АО «Казпочта», который распределяет газеты многочисленным подписчикам по районным почтовым отделениям Алматы, чтобы уже наутро горожане взяли их в руки и прочитали итог общего труда журналистов, редакторов, фотокорреспондентов, дизайнеров, менеджеров и печатников. Другая часть тиража развозится силами редакции до компаний-дистрибьюторов и частных распространителей для продажи в розницу. 





Связующим звеном между творческим коллективом и читателями газеты «Вечерний Алматы» является специально созданный «Отдел распространения» под руководством Куаныша Дюскалиева, (он фото слева). В задачи специалистов этого подразделения входит оперативная и бесперебойная доставка газеты до каждого читателя.





Вот такой он, путь «Вечерки» от идеи до читателя – сложный, но очень интересный.



Современный мир невозможно представить без интернета. На сегодняшний день все СМИ имеют в арсенале свой сайт и социальные сети. Казалось бы, печатные издания – это прошлый век, они отработали свое и должны уйти. Но несмотря ни на что газета «Вечерний Алматы» живет и здравствует, а постоянные читатели три раза в неделю ждут ее появления на прилавках киосков и в своих почтовых ящиках.



Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36