Современному зрителю доступна огромная фильмотека. Можно посмотреть новинки и классические картины, захватывающие драмы и темпераментные комедии, интригующие детективы и остросюжетные боевики. Вы можете с легкостью найти кино для уютного семейного вечера, проведения времени в дружеской компании или для создания романтической обстановки. Осталось найти подходящий фильм и хороший повод для его просмотра.
На этой неделе в воскресенье, 7 февраля, отмечается событие, подарившее кинематографистам и писателям всего мира повод для создания интересных романов и фильмов.
Этот день напрямую связан с именем итальянца Джироламо Савонаролы, который в 1497 году разжег большой костер на Площади Синьории во Флоренции и начал бросать в него книги. Первыми в его немилость попали «Декамерон» авторства Джованни Боккаччо, труды великого поэта «золотого века» римской литературы - Овидия и множество других произведений.
На этом реформатор Савонарола не успокоился и в огонь полетели музыкальные инструменты, парфюмерные продукты и даже одежда и зеркала.
Все это он предварительно конфисковал у граждан Флоренции.
Конечно, они неохотно расставались с имуществом, нажитым своим трудом, честным и не очень. Но влияние Джироламо было очень велико, ведь на тот момент он был фактическим правителем этого региона страны.
Поддержку народа он получил, конфискуя деньги у богачей и раздавая их бедным, а позже вообще освободил всех заемщиков от уплаты долгов ростовщикам и банкам.
Акция, которую он назвал «Костер тщеславий», очень радовала обывателей. Тем более что в этот день в Италии начинался Великий пост и многие пришли посмотреть на костер, в котором горели книги, чтобы попросту развлечься.
Но гвоздем программы оказался известный художник Сандро Боттичелли, известный нам по картине Рождение Венеры. Савонарола заставил его бросить в огонь несколько лучших своих полотен.
За свое фанатическое желание уничтожить все прекрасное и творческое в жизни людей монах Джироламо остался в мировой культуре как новый Герострат. Отголоски его поступков отражены в книге «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, а само название огненного шоу «Костер тщеславий» перекочевало в кино и даже стало названием фильма режиссера Брайана Де Пальма.
Теперь сожжение книг используется кинематографистами, как образ угрозы для общества, а иногда в качестве забавных сюжетов в кинокомедиях.
Что стоит посмотреть:
«Плезантвиль», 1998 г.
Эта картина принесет зрителю по-настоящему яркие эмоции, несмотря на то, что ее большая часть черно-белая. Согласно задумке режиссера Гэри Росса, известного нам по фильму «Голодные игры», главного героя буквально засасывает в телевизор и он попадает в сериал 1950-х годов. И так как сам сериал оказался действительно старым, то весь мир вокруг юного Дэвида был окрашен только в черные и белые тона. Под стать самим персонажам, жителям выдуманного города Плезентвиль, которые и в жизни видели либо плохое, либо хорошее. Без полутонов. В таком мире показная вежливость полностью заменила собой настоящие эмоции и тягу к прекрасному.
Конечно же, скоро весь городок ополчился на юношу, пришедшего к ним из современного мира. И когда люди узнали о том, что один из их соседей хранит у себя книгу с ужасающим названием «Мир искусства», она сразу же полетела в огонь.
Появившись на экранах, этот фильм потряс кинематографическое сообщество и был сразу же номинирован на премию «Оскар», получив в итоге 10 наград крупнейших кинофестивалей. Больше всего картине оказалась благодарна актриса Риз Уизерспун, получившая за участие в «Плезентвиле» награду «за самую прорывную женскую роль».
Сегодня многие кинокритики обращают внимание на то, что один из персонажей фильма тайком читает детям книги «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена и «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Забавно, что именно эти произведения включены в списки запрещенной ныне литературы большинства учебных заведений Америки.
«Эквилибриум», 2002 г.
Угадать, к какому жанру относится этот фильм, можно по его короткому описанию. Недалекое будущее после Третьей мировой войны. За окном – радиоактивный пепел и приемлемые условия для жизни остались лишь в закрытом городе-государстве с ироничным названием Либрия. В этом слове объединились английские термины «свобода» и «библиотека», хотя ни тем ни другим в этом тоталитарном государстве даже не пахнет. Виной всех бед, по мнению местного вождя, являются человеческие переживания. А следовательно, и все предметы культуры.
Вы правы, это добротный фантастический боевик, рассказывающий о противостоянии жесткой «полиции нравов» и эмоционально нестойких и неразумных граждан.
Фильм о борьбе за искусство оказался очень зрелищным и травматичным одновременно. Кристиан Бэйл, играющий в фильме лучшего солдата на службе у вождя, ищущего справедливости, на своем пути оставил за собой 236 трупов. Побив при этом рекорды фильмов «Коммандо» с сотней погибших бандитов и «Рэмбо» с семьюдесятью жертвами.
Конечно же, книги в этом фильме горят постоянно. Кроме той, которая произвела на сурового солдата неизгладимое впечатление и в итоге привела его к мысли о необходимости перемен.
«Мертвые души», 1960 г.
Несмотря на то что этому черно-белому фильму уже 61 год, он остается актуальным даже сейчас. Тем более что перед нами одна из самых успешных экранизаций истории Чичикова, скупающего несуществующих людей для собственной выгоды. После выхода на экраны она получила Приз критики на Международном кинофестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло.
Если представители старшего поколения хорошо знакомы с приключениями афериста, описанными Николаем Гоголем, то для молодого поколения этот фильм может показаться интересным, так как в нем фактически описывается аналог современного предпринимателя, желающего заработать на увеличении числа собственных подписчиков в социальных сетях. Даже если это будут аккаунты реально не существующих людей. Знакомая картина, не правда ли?
И конечно же, «Мертвые души» напрямую связаны с сожжением книг. Дело в том, что Николай Васильевич Гоголь был просто беспощадным критиком. При этом самые жесткие требования он выставлял именно к себе. И однажды, закончив написание второго тома книги, он, перечитав свой труд, остался недоволен и попросту бросил его в огонь.
Последние годы своей жизни известный писатель прожил в доме своего московского друга, графа Толстого. Тот поселил у себя Гоголя, окружил его уютом и надеялся, что в таких условиях он все-таки допишет роман, который так ждала вся страна.
Но однажды слуга графа Семен вошел в комнату Гоголя и увидел, как тот задумчиво смотрит в камин и бросает в него свои рукописи, страницу за страницей. На окрик: «Что вы делаете?» писатель только отмахнулся. Избавившись от своей книги, Гоголь заплакал.
Конечно, эта история быстро обросла большим количеством теорий, связанных даже с иностранными разведками и иногда откровенно фантастическими предположениями.
А нам остается смотреть экранизацию только первого – и единственного — тома «Мертвых душ».
«Братья Гримм», 2005 г.
Это еще один фильм, напрямую связанный с жизнью писателей. Однако это далеко не автобиографическая история. Картина, снятая на стыке жанров, «фэнтези» и «комедия», переносит зрителя в Германию начала XIX века, когда она была оккупирована армией Наполеона. Братья Гримм — Уилл и Джейк – талантливые жулики, зарабатывающие на жизнь изгнанием фальшивых ведьм и демонов. И, конечно же, они пишут книгу сказок, на основе собственных похождений.
Учитывая, что бизнес братьев очень рискованный, ведь им приходится постоянно обманывать доверчивых сельчан, они нередко попадают в интересные приключения, в результате которых страдает именно книга. Ее часто роняют, теряют и пытаются сжечь.
Создателям картины удалось собрать весьма неординарный состав актеров и консультантов. В роли Братьев Гримм выступили Мэтт Дэймон и Хит Леджер, а вот экспертом по периоду франко-германской войны выступил скандально известный российский историк Олег Соколов.
Интересно, как бы к этому фильму отнеслись настоящие Якоб и Вильгельм Гримм. Будучи профессиональными немецкими фольклористами, они были очень уважаемыми персонами в научном сообществе. Начав свою литературную карьеру с выпуска книги сказок в 1812 году, они завершили ее созданием первого словаря немецкого языка, который был выпущен в 1863 году, приравняв своих авторов к одним из ключевых фигур европейской лингвистики.
В любом случае стараниями режиссера Терри Гиллиама получилась интересная комедия, наполненная черным юмором.
«Пена дней», 2013 г.
Перед вами история волшебной любви, главную роль в которой исполнила Одри Тату, известная нам по фильму «Амели». Как и одноименная книга французского писателя Бориса Виана, эта картина наполнена сюрреалистическими сюжетами и буквально показывает нам, как видят мир действительно влюбленные люди.
Они танцуют на потолке и стенах, встречаются на розовых тучках, а цветы буквально прорастают внутри девушек.
При этом фильм мог бы стать хорошей рекламой пенсионного фонда. Ведь за кажущимся благополучием кроется настоящая драма. Главный герой ведет праздный образ жизни, не стремится работать, откладывать деньги и экономить, чем в итоге разрушает свою семью.
Другой персонаж этой истории поступил еще хуже. Вместо того чтобы готовиться к свадьбе, он потратил все имеющиеся у него деньги на книги своего любимого автора, Жан-Поля Сартра. И в результате не смог организовать торжество.
Конечно, несостоявшаяся невеста не могла стерпеть такое отношение к себе и, ворвавшись в дом горе-жениха, попросту сожгла все найденные труды французского философа. Остается открытым вопрос: как сложилась бы их судьба, догадайся молодой человек взять кредит на свадьбу?
Скорее всего еще хуже, ведь одной из главных целей этого невероятно красивого фильма было гротескное отображение привычных человеческих пороков: лени и неосмотрительности.
Приятного просмотра!