Большинство людей романтизируют профессию стюардессы: элегантная форма, новые города, постоянные путешествия, романтика полетов... Но так ли это на самом деле, что скрывается за красивым фасадом? О буднях стюардесс, мифах и неожиданных моментах на борту рассказала корреспонденту Vecher.kz супервайзер авиакомпании «Эйр Астана» Индира Амангельдиева.
– Индира, как вы считаете, подходит ли профессия бортпроводника женщинам, учитывая постоянные перелеты.
– На мой взгляд, работа бортпроводника сочетает в себе как женственность, так и силу характера. В некоторых ситуациях, особенно связанных с обеспечением безопасности, необходимо проявлять твердость духа, решительность и стойкость.
– Какими знаниями необходимо обладать, чтобы стать стюардессой?
– Важно свободно владеть казахским, русским и английским языками, а знание дополнительных языков будет преимуществом. После успешного прохождения собеседования кандидаты проходят обучение, включающее правила безопасности, сервисные процедуры, клиентоориентированный подход и оказание первой медицинской помощи.
– Расскажите о своем самом необычном рейсе. Чем он вам запомнился?
– В авиации бывает множество разных ситуаций, но одна из самых приятных запомнилась особенно. Во время рейса один из пассажиров сделал предложение своей девушке. Они летели в компании друзей, которые заранее предупредили бортпроводников о предстоящем сюрпризе и попросили спрятать цветы. Когда самолет набрал высоту и стало возможно свободно передвигаться, молодой человек встал и сделал предложение. После заветного «да» мы принесли цветы и поздравили пару. Это был невероятно романтичный момент, и нам было приятно стать свидетелями искренних эмоций и счастливых улыбок.
– Как вы считаете, со временем меняется культура поведения пассажиров во время полета? Все ли слушают указания стюардесс? Как вы поступаете с дебоширами?
– За годы моей работы я заметила, что внимание пассажиров к правилам безопасности значительно возросло. Если объяснить человеку, почему важно пристегивать ремень при включенном табло, как это влияет на его личную безопасность, большинство прислушивается.
Однако иногда случаются инциденты. Например, кто-то может начать шуметь или попытаться закурить в туалете. Нарушение запрета на курение в самолете считается серьезным проступком, так как угрожает безопасности полета, и в таких случаях меры принимаются согласно законодательству Республики Казахстан.
– Как можно помочь человеку, если у него аэрофобия или он сильно нервничает перед вылетом?
– Если человек испытывает сильное волнение перед полетом, лучше всего заранее предупредить бортпроводников о своем страхе. Мы всегда стараемся успокоить таких пассажиров, поддержать их, объяснить, что турбулентность – это нормальное явление, и рассказать, почему она возникает. В таких ситуациях важно отвлечь себя – можно почитать книгу, посмотреть приятный фильм или послушать музыку. Главное – постараться расслабиться и не зацикливаться на страхе.
– Индира, правда ли, что у бортпроводников нет карьерных перспектив?
– Это распространенный миф. На самом деле у бортпроводников есть множество возможностей для карьерного роста. Можно начинать с позиции бортпроводника экономического класса, затем перейти в бизнес-класс, стать старшим бортпроводником, а затем – бортпроводником-супервайзером.
Кроме того, есть возможность развиваться и в других направлениях. Например, будучи супервайзером, я участвую в рекрутинге и отборе кандидатов, а также в обучении бортпроводников по сервису и клиентоориентированности.
– Многие считают, что работа стюардессы несложная и сводится к обязанностям официанта или помощника…
– Это заблуждение. Работа бортпроводника – это в первую очередь обеспечение безопасности полета. Мы обучены действовать в экстренных ситуациях: тушить пожар, оказывать первую медицинскую помощь, проводить эвакуацию пассажиров. А сервис на борту – это не просто обслуживание, а важная и ответственная часть нашей работы, которая требует внимания, профессионализма и умения работать с людьми.
– Есть и такие люди, которые представляют работу стюардессы как сплошную романтику и постоянные путешествия.
– Романтика порой остается на втором плане, потому что работа в авиации – это, прежде всего, большой труд. Конечно, форма, путешествия, взлеты и посадки выглядят красиво, но есть и другая сторона медали: смена часовых поясов, ночные перелеты, усталость.
Путешествий тоже не всегда много, так как каждый месяц нам утверждают график рейсов, и чаще всего мы выполняем разворотные рейсы. Это когда, например, мы летим из Алматы в Астану и через пару часов возвращаемся обратно, даже не выходя из аэропорта.
Но бывают и командировки в другие страны и города, и в таких случаях действительно можно насладиться поездкой.