Новые заводы, технопарки и модернизированные цеха — всё это становится реальностью для Алматы. Город уверенно движется в сторону промышленного роста: создаются рабочие места, приходят инвестиции, запускаются современные производства. В центре внимания — технологии, устойчивое развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, сообщает Vecher.kz.
Алматы — город, который у многих ассоциируется с горами, культурой, университетами и стартапами. Но сегодня в этом ритме всё чаще слышен и другой звук — гул современных цехов, работа новых станков и запах свежей краски на новых производствах.
В 2024-2025 годах мегаполис уверенно вошёл в фазу промышленного обновления. И речь идёт не только о цифрах — за этим стоят рабочие места, инвестиции, новые технологии и живой интерес со стороны бизнеса.
Одно из самых ярких событий этой весны — модернизация завода Hyundai Trans Almaty. Теперь здесь выпускают больше коммерческой техники — фургоны, автобусы, грузовики. Ключевое обновление — запуск первого в Казахстане катафорезно-окрасочного цеха.
По словам CEO «Астана Моторс» Бекнура Несипбаева, в модернизацию завода было вложено 12,8 миллиарда тенге.
– Установлено новое оборудование, создано дополнительно 100 рабочих мест. В 2024 году предприятие выплатило 2 миллиарда тенге налогов. Завод выполняет свои обязательства перед городом, а город, в свою очередь, поддерживает развитие коммерческого автопроизводства, – отметил он.
Промышленная политика Алматы всё больше ориентирована на создание полноценного автомобильного кластера — с высокой долей локализации и востребованными инженерными кадрами. Такие проекты получают и внимание, и поддержку со стороны государства.
А вот ещё один важный пример – компания PS-Print, работающая с 2012 года. В 2024 году она первой в стране установила узкорулонную флексографскую машину OMET KFlex 430. Современное оборудование из Италии позволяет печатать этикетки и упаковку на самых разных материалах — от плёнки до ламинированного картона, со скоростью до 200 метров в минуту. Машину презентовали в октябре — сразу после отраслевой конференции.
Для города такие производства — это не просто технологии. Это – занятость, экспорт, специализация.
Мощный импульс в 2025 году получает Индустриальная зона Алматы (ИЗА). Здесь планируется реализовать 11 новых проектов с общим объёмом инвестиций 135,5 млрд тенге. Ожидается создание 2 662 рабочих мест. В список входят шесть крупных производств и пять малых промышленных парков.
Крупные предприятия:
-
Astana Motors Manufacturing Kazakhstan – сборка легковых автомобилей китайских брендов;
-
Astana Motors Engineering – складские и логистические объекты;
-
ALTRA TYRES – утилизация шин и выпуск резинотехнической продукции;
-
BLACK BIOTECHNOLOGY – кормовые добавки и удобрения;
-
Kapital Construction – производство сетки и труб;
-
Багдар ЛТД – стеклотара.
Малые промышленные парки:
ALAESTATE, Bayterek-2050, T and M company, Corporation M&A, «Бак Даулет». На строительство этих объектов выделено 2,48 млрд тенге. Площадь — 23,5 тыс. кв.м., а количество новых рабочих мест — 640.
Кроме того, до 2026 года в городе планируется построить ещё 24 малых промышленных парка, общей площадью 140 тыс. кв. м. Инвестиции в эти объекты — 15,36 млрд тенге. Работу здесь получат более 3 100 человек, а разместятся порядка 144 субъектов МСБ.
На сегодня участниками ИЗА являются 107 компаний с общим объёмом инвестиций более 553 млрд тенге. С 2016 по 2024 год в зоне реализовано 41 проект, создано 4430 рабочих мест. За это время предприятия выпустили продукции на 2,5 трлн тенге и выплатили в бюджет более 63 млрд тенге налогов.
Развитие зоны продолжается. Как пояснил главный специалист департамента по сопровождению инвесторов ИЗА Ян Прокудин, в этом году особое внимание уделяется запуску технопарка автокомпонентов.
– Уже работают линии по выпуску мультимедийных систем, автомобильных сидений и логистический хаб. В будущем здесь будет создано ещё около 400 рабочих мест, – рассказал он.
Параллельно в зоне активно развивается завод Hyundai Trans Kazakhstan, завершивший масштабную модернизацию. Здесь установлены роботы для сварки и окраски, автоматизированы конвейеры, усовершенствованы линии сборки. Производство перешло на мелкоузловой метод CKD, что позволило увеличить долю локализации до 50%. Сегодня на предприятии трудятся 1 600 человек.
– Мы создаём не просто индустриальные объекты, а полноценную инфраструктуру для бизнеса, – подчёркивает Ян Прокудин. – Это всё работает на экономику города.
Алматы меняется. Заводы, которые раньше ассоциировались с прошлым, сегодня — это про технологии, про инженерные специальности, про экспорт. Это и есть индустриальный ритм мегаполиса — в котором слышен и шум машин, и уверенность в завтрашнем дне.