У многих казахстанцев железная дорога ассоциируется с мерным стуком колес и путешествием. В то же время есть люди, которые связали свою жизнь с железнодорожной отраслью.
Мечта детства
Алматинское отделение грузовых перевозок расположено на территории Алматинской области и проходит по Жамбылской и Восточно-Казахстанской областям. Имеет пять железнодорожных стыков: с Карагандинским отделением – станция Саяк, с Жамбылским – станция Отар, с Семейским – станция Актогай, с Китайской железной дорогой – станции Достык и Алтынколь.
Важным кадровым звеном в системе перевозок по железным дорогам являются машинисты, от квалификации и опыта которых во многом зависит успешность поездки и доставки грузов и людей.
Машинист тепловоза локомотивного депо ТЧЭ-28 Алматинского отделения железной дороги Меиржан Шаяхметов трудится в отрасли около 20 лет.
– Я вырос в поселке Пятилетка в окрестностях Алматы возле железной дороги. С детства горел идеей стать железнодорожником, самому водить поезд. После того как к нам в школу пришли преподаватели Академии логистики и транспорта и рассказали об особенностях работы, я – тогда ученик 10-го класса твердо решил пойти учиться именно в этот вуз, – рассказывает о своем выборе трудового пути собеседник.
После окончания ALT Меиржану пришлось покинуть Алматы и несколько лет трудиться на станции Тобол Костанайской области инженером-технологом, а затем мастером.
Через два года он вернулся в мегаполис и стал работать в структурах Алматинской железной дороги. Через некоторое время Шаяхметов выучился на машиниста тепловоза и уже 12 лет водит локомотивы, став одним из лучших специалистов в своем депо.
– Мне нравится движение по железной магистрали, особенно когда дорога длинная. Раньше управление тепловозом было сложнее. Приходилось работать на машинах советского периода. Сейчас у нас современные и комфортные тепловозы пятого поколения, где кроме новейшей автоматики и систем контроля созданы благоприятные условия для работы и отдыха. Их собирают на наших казахстанских заводах. Есть кондиционер, микроволновая печь и электроплитка, – говорит о нынешних условиях труда машинист
В новейших тепловозах действует система Trip Optimizer, предназначенная для программирования движения состава, – это инновационный проект, фактически адаптивный круиз-контроль для локомотивов. Технология позволяет управлять скоростью поезда на основе оптимальной модели расхода топлива, учитывая маршрут, его профиль, состав поезда и другие условия. Система также учитывает текущее состояние локомотива, что позволяет максимально снизить износ оборудования.
Машинист и помощник могут просто наблюдать за обзором впереди поезда, движением и информацией на мониторах.
Тем не менее, несмотря на автоматизацию и новые технологии, человеческий фактор играет главнейшую роль. Меиржану Шаяхметову приходилось в пути оперативно реагировать на неожиданные ситуации. Особые хлопоты доставляют бесконтрольные животные или люди, которые могут выскочить на пути. В этом случае нужно предпринять экстренное торможение, стараясь не допустить столкновения, и думать также о безопасности техники.
В пути для машиниста важно не только умело взаимодействовать с помощником, но и создать с ним благоприятный психологический контакт. У Меиржана сменилось несколько напарников. Кто-то уехал на учебу, кто-то выучился на машиниста и перешел на другой локомотив.
– Экипаж для меня фактически моя вторая семья. Я провожу с помощником более полутора суток, и от взаимопонимания зависит в конечном счете результат работы.
Приходится долгое время быть вне дома, но мои супруга и трое детей уже привыкли к такому режиму работы. Когда я возвращаюсь из поездки и отдыхаю, мои близкие стараются не шуметь, – говорит с улыбкой железнодорожник.
Для поддержания здорового духа и корпоративной солидарности руководство локомотивного депо периодически проводит встречи с членами семей. Их приглашают в депо и организовывают экскурсии, демонстрируют условия работы и новые локомотивы. В некоторых семьях дети идут по стопам родителей, выбрав профессию железнодорожника.
Трудовая династия
Работница филиала «Экспресс» Алматинского участка АО «Пассажирские перевозки» КТЖ Гульшат Каракулова как раз является представителем династии железнодорожников. Ее отец работал связистом на железной дороге, брат, зять и многие другие родственники причастны к этой сфере.
Сама Гульшат после окончания техникума торговли вышла замуж за проводника поезда и переехала в Алматы. Позже сама решила стать проводницей и устроилась в Алматинское отделение железной дороги.
– Опыт работы проводником – 25 лет. Плюс в моей работе, что узнаешь новых людей и путешествуешь. Объездила весь Казахстан и даже побывала в Симферополе. Мне также удобно, что восемь дней работы сменяются восемью днями отдыха, – говорит собеседница.
За долгие годы Гульшат поняла, что в работе нужно быть не только грамотным коммуникатором, но и тонким психологом. В поездку отправляются самые разные люди. Кому-то не нравятся попутчики, шум детей или температура в купе. Кто-то просит абсолютную тишину, а другие хотят в дороге петь и веселиться.
Бывает, что с какого-нибудь тоя возвращается веселая компания людей, только отпраздновавших свадьбу или юбилей. Их понять можно, но проводник тактично убеждает пассажиров вести себя сдержанно, не беспокоить других людей.
Кроме того, нередко встречались пьяные пассажиры, которые создавали конфликтные ситуации и даже устраивали драки в пути.
Гульшат Каракулова придерживается такого подхода, что вызов полиции – это крайний шаг.
– К разбуянившемуся пассажиру приходится проявлять особый подход. Тактично побеседовав, объясняю пагубность положения, стараемся уложить такого гостя спать, – делится Гульшат.
Происходили и другие, самые неожиданные курьезы.
– Пришлось в пути прямо в купе принимать роды. Впервые в жизни такое произошло. Ближе к полуночи прибегает проводник и сообщает, что у беременной женщины начались схватки. Естественно, мой напарник, мужчина, растерялся, не знал, что же ему дальше делать.
Повезло, что наша коллега Анара Адамбаева имела опыт по приему родов. Мы помогли роженице, перерезали пуповину, а на станции Сары-Шаган мать и родившуюся девочку передали врачам, – вспоминает о курьезном случае Гульшат.
За долгие годы работы в системе железных дорог Г. Каракулова считает коллектив фактически второй семьей. Празднование Дня железнодорожника, Нового года и других торжеств работники филиала стараются проводить вместе. За время работы проводником Гульшат Каракулова приобрела большой опыт и уже стала начальником поезда.
Примечательно, что в 2025 год железнодорожники вступают с положительным итогом. По результатам работы в 2024 году по Алматинскому отделению грузовых перевозок объемы доставки грузов составили 18,4 млн тонн, что на 2,3 млн тонн, или +14%, больше по сравнению с уровнем 2023 года.
В отделении в прошлом году выросли перевозки грузов в контейнерах на 74%, цветных металлов – на 5%, строительных грузов – на 66%, зерна – на 70%. Уже за январь 2025 года по Алматинскому отделению ГП погрузка составила 1,6 млн тонн, что на 323,9 тыс. тонн, или +25%, больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 2023 году был дан старт реализации проекта по строительству обводной железнодорожной линии в обход Алматы. В условиях быстро растущих объемов перевозок железнодорожный узел Алматы, находящийся на перекрестке основных международных маршрутов, испытывает нагрузку. Реализация проекта позволит переориентировать грузопоток на новую железную дорогу Жетыген – Казыбек бек, минуя Алматы. Новая ветка снизит нагрузку на Алматинский узел на 40% и сократит время доставки грузов до 24 часов. Проект также способствует развитию Алматинской области, где проходит строительство, оживлению ее экономики. Всего в 2024 году поездами нацкомпании перевезено 13,6 млн пассажиров.