В фойе третьего этажа КазНТОБ представлены раритеты, связанные с историей старейшего оперного театра страны.
Музейная экспозиция состоит из трех частей – театральные костюмы, фотографии, на которых запечатлены знаменитые исполнители, афиши и эскизы костюмов и декораций.
Эскизы театральных художников погружают в мир классических образов. Их создавали сценографы, которыми мог бы гордиться любой театр мира. Но волей судьбы они оказались именно у нас. Так, в 1935 году в Алма-Ате начал работать театральный художник из Ленинграда, сын последнего директора императорских театров Всеволод Владимирович Теляковский – он был сослан в Казахстан за дворянское происхождение.
Приезд Теляковского совпал с бурным развитием театрального искусства в Алма-Ате, ставшей столицей союзной республики. С профессиональной скрупулезностью Теляковский изучал казахское народное творчество.
Художник оформил десятки спектаклей, среди них национальные оперные и балетные постановки «Кыз-Жибек», «Айман – Шолпан», «Козы Корпеш и Баян Сулу» и другие.
Публицист, литературный и театральный критик Лев Варшавский, лично знавший Теляковского, рассказывал, что любить оперу сценографа научили Федор Шаляпин и Леонид Собинов, музыку – Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.
– С утра до ночи он не покидал театра, всегда в движении, всегда на ногах, всегда в поисках новых оригинальных решений. Он все умел делать: был и художником, и заведующим постановочной частью, и гримером, и бутафором, сам помогал расписывать декорации. Сам помогал их устанавливать. Сам следил за тем, как сшиты костюмы, как они сидят на актерах, – вспоминал Лев Варшавский.
С работами Теляковского в музейной экспозиции КазНТОБ соседствуют эскизы, выполненные еще одним мастером сценографии, художником Серебряного века, последним представителем русского авангарда Сергеем Калмыковым.
Он писал декорации на холсте, порой они были неканонической формы – круглыми, треугольными... И публика это приветствовала. Зрителям нравилась его «космическая» сценография, зал устраивал овацию декорациям Калмыкова, что в театральной практике встречается крайне редко. Но его никогда не интересовала слава, он творил, погружаясь в мир собственных фантазий, а горожане относились к художнику как к чудаку, но чудаку, необыкновенно одаренному.
В музее представлена галерея театральных костюмов. Не все здесь подлинное – часть воссоздана современными художниками и дизайнерами моды по эскизам. Эти костюмы напоминают о звездах алма-атинской сцены, которые прославили отечественное искусство не только в Казахстане, но и за его пределами. Среди именитых солистов – Куляш Байсеитова, Манарбек Ержанов, Ермек Серкебаев, Султан Байсултанов, Рамазан Бапов.
Байсеитова, по отзывам специалистов и современников певицы, обладала не только вокальным дарованием, но и ярким актерским талантом, на сцене она была необыкновенно выразительна. Коронной партией Ермека Серкебаева была каватина Фигаро из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Арию в исполнении казахстанского баритона часто включали в концертные программы радиостанции всего Советского Союза. За свое яркое дарование Куляш Байсеитова и Ермек Серкебаев были удостоены звания «народный артист СССР». Костюмы этих и других звезд сцены КазНТОБ вкупе с архивными фотографиями передают атмосферу времени, в которое происходило становление театра.
Музейные раритеты – яркое отражение богатейшей истории казахстанского оперного и балетного искусства.
Ранее в беседе с нами народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова поделилась своим взглядом на один из старейших театров страны:
– Сегодня действует оперный театр в столице, наверное, будут строиться театры и в регионах, но именно здесь, в нашем городе, несмотря на все трудности военных лет, был построен этот великолепный театр. Здесь пели выдающиеся артисты, танцевала прославленная Галина Уланова. Это колыбель оперного и балетного искусства страны.
Статья опубликована в №54, от 19.05.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Мир искусства".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!