Накануне пресс-служба Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов сообщила, что в Каспийское море будет организован выезд специалистов в связи с информацией исполнительного директора Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галины Черновой, опубликованной 1 апреля в социальных сетях, где говорилось о фактах разлива нефти в районе Кашаганского месторождения на Каспийском море.
«Департаментом экологии по Атырауской области будет организован выезд в море для визуального осмотра и отбора проб на месте добычи нефти», – было сказано в сообщении пресс-службы.
Сегодня, 3 апреля 2024 года, на официальном сайте Комитета экологического регулирования и контроля опубликован следующий ответ.
“02.04.2024 года по факту наличия нефтяного пятна в районе месторождения Кашаган, опубликованного в социальных сетях, рководителем Департамента экологи совместно с представителями Департамента по чрезвычайным ситуациям, специализированной природоохранной прокуратуры провели облет на вертолете северной части Каспийского моря”, – говорится в сообщении.
В результате облета факт разлива нефти в Каспийское море не подтвердился, добавили в ведомстве.
Журналист Vecher.kz сязалась с Галиной Черновой и попросила ее прокомментировать ответ департаментов экологии, ЧС и природоохранной прокуратуры.
“В связи с поступающими ответами от компании NCOC и государственных контролирующих органов по факту отсутствия нефтяного разлива на месторождении Кашаган, тем не менее, у заинтересованной общественности остались вопросы, которые требуют конкретных ответов и внятных комментариев!, – отметила общественный деятель.
Во-первых, по ее словам, с момента нефтяного разлива прошло 3 дня, т.е. облет и государственный мониторинг проводился не синхронно произошедшему инциденту, а с большим временным отставанием.
“За это время нефть, смешавшись с водой, превращается в эмульсию, дробится на мелкодисперсные фракции по причине волновой динамики моря или могла, поскольку кашаганская нефть легкая и летучая – быстро испариться с поверхности воды. К тому же, мониторинговая группа не запросила у организации "Прозрачный мир на Каспии", которая проводит космический мониторинг морской акватории и которая обнаружила этот нефтяной разлив, точные координаты обнаруженного пятна. Далее, мы не знаем точно, кто участвовал в этой мониторинговой группе, почему в неё никого не включили из числа заинтересованной общественности?”, – подчеркнула Галина Чернова.
Кроме того, отметила она, как было заявлено ранее, мониторинговая группа должна была провести отбор проб на участке, где было обнаружен разлив и затем представить эти результаты всем заинтересованным сторонам с уточнением, какая лаборатория проводила этот отбор проб, по каким ингредиентам отбирались пробы, какое плавсредство использовалось для этой цели.
“Ничего этого не представлено в публикуемых сейчас официальных ответах, поэтому у общественности возникают большие сомнения относительно точности и объективности представленной информации в данных ответах”, – резюмировала Чернова.