Развитие для всех: эксперты назвали основные проблемы Алматинской агломерации

Развитие для всех: эксперты назвали основные проблемы Алматинской агломерации

В последние годы в нашей республике усилилась концентрация населения в крупных городах, в том числе и за счет внутренней миграции сельского населения в города.


Ученые-экономисты Зауре Чуланова, Зайра Тулегенова, Дана Кангалакова провели исследование городских агломераций Казахстана.


– Городская агломерация – это сложная система, включающая в себя множество элементов. Ее следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи с другими территориями республики. Постоянный приток мигрантов в крупные города, задачи, которые ставятся перед этими городами, усложняют процесс их жизнедеятельности. Все это требует создания целостной, оптимизированной и гибкой системы эффективного управления, – говорит Зауре Чуланова.


Ученый отмечает, что высокая ценность городских агломераций требует создания особого подхода к вопросам их формирования, развития и управления, поэтому эффективные методы и механизмы управления дадут толчок развитию регионов. 


На сегодня Алматинская агломерация с ядром-центром в южной столице – наиболее крупная по численности населения, свыше 3,1  млн человек. В ее составе находится пять административных районов Алматинской области: Енбекшиказахский, Жамбылский, Илийский, Карасайский, Талгарский. У Алматы четыре города-спутника – Конаев, Есик, Талгар и Каскелен. 


Также Алматинская агломерация наиболее развитая в Казахстане, коэффициент ее развитости составляет 10,6, в то время как уровень развитости Шымкентской агломерации – 4,6, Астанинской и Актюбинской – 2,3.


– Рост численности населения Алматинской агломерации связан как с естественным, так и миграционным приростом. При этом приток населения из других регионов страны носит бессистемный характер, без учета возможностей существующей социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, экологического состояния территории и рынка труда. В этой связи ключевыми проблемными вопросами Алматы являются его перенаселенность и физическая загруженность, – подчеркивает Зауре Чуланова.


В ходе SWOT-анализа были выявлены положительные и отрицательные стороны развития Алматинской агломерации. Среди серьезных недостатков – постоянное нарастание транспортных проблем, износ инженерных коммунальных сетей, загрязнение окружающей среды, особенно воздуха, оттягивание ядром агломерации производительных сил от пригородных зон, давление на городскую инфраструктуру массированного притока мигрантов, рост безработицы и социальной нестабильности, проблема жилищной обеспеченности и оптимизации расселения жителей и др.


– Выявленные проблемы должны решаться комплексно с учетом перспектив развития прилегающих к городу территорий. Важно, чтобы стихийное, неконтролируемое привлечение ресурсов из периферии сменилось на целенаправленное возвращение ей возможности успешного социально-экономического и культурного развития. Это также будет способствовать получению положительного агломерационного эффекта, – уверена Зауре Чуланова. 


Здесь важную роль должно сыграть развитие городов-спутников. Анализ показал, что большая их часть характеризуется достаточно стабильным уровнем экономического развития.


– На развитие городов-спутников оказывают влияние такие факторы, как расположение вдоль автомобильных дорог международного значения, протяженность дорог, численность населения, удаленность от центра притяжения, миграция, численность безработных и занятых, объем доходов и расходов местного бюджета. Исходя из имеющихся данных, можно предположить, что рассмотренные спутники на сегодня выполняют роль городов, поддерживающих развитие города-ядра и обеспечивающих его трудовыми ресурсами. Однако численность населения и площадь территории этих городов, их экономическая специализация и количество располагающихся там крупных предприятий пока недостаточны для того, что оттянуть миграционные потоки на себя, разгружая ядро агломерации от избытка населения, – отмечает Зайра Тулегенова. 


Согласно Межрегиональной схеме территориального развития Алматинской агломерации существенную роль должно сыграть создание контр­магнита на базе города Конаева для привлечения значительной части населения, потенциально ориентированного на южную столицу.


По мнению ученых, развитие Алматинской агломерации в данном направлении также обосновано следующими обстоятельствами: снижением сейсмоопасности по мере продвижения на север, улучшением проветриваемости территории по мере удаления от гор, запасами водных ресурсов, а также улучшением условий для организации водного отдыха населения.


– В Талгаре, Есике, Каскелене находятся предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, – отмечает Дана Кангалакова. – Территория агломерации имеет все предпосылки для дальнейшего развития садоводства, виноградарства, возделывания овощных, зерновых и технических культур, молочного скотоводства. Важным является наличие значительных площадей орошаемых сельскохозяйственных угодий и водных источников. Жители Алматы потребляют в год только продовольствия на 2,5 млрд долларов. Алматинская область покрывает этот объем продовольствия лишь на 40%, а остальное приходится на импорт либо поставки из других регионов республики. Поэтому важную роль для развития агломерации должно сыграть развитие продовольственного пояса вокруг Алматы, предусматривающего создание современных откормочных и молочных комплексов, развитие сети предприятий по переработке, строительство тепличных комплексов, плодо- и овощехранилищ, закладку фруктовых садов и виноградников. 


Основные усилия должны быть направлены на улучшение системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных с учетом изменений, происходящих в отраслевой и профессионально-квалификационной структуре занятости населения, а также разработку сценария миграционного развития в контексте социальной стабильности, осуществление реновации жилищного фонда. Для отладки системы логистики внутри Алматинской агломерации следует увеличить количество станций метро, выведя основные маршруты за пределы городского поселения, что позволит снизить объемы ежедневного автомобильного трафика в город и из него. Необходимо создание продовольственного пояса Алматинской агломерации, включающего современное производство безопасной и конкурентоспособной продукции. 


– Требуется значительно увеличить масштабы государственной поддержки социальной инфраструктуры, в первую очередь для решения проблемы обеспечения населения жильем, образованием, здравоохранением. Для этого необходимо менять подходы к управлению агломерациями в стране. Важно рассматривать городскую агломерацию как единое урбанизированное образование. Следует развивать все поселения, входящие в нее, – заключает эксперт Зауре Чуланова.


Статья опубликована в  №6, от 17.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Развитие для всех".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

17:11

16:50

16:31

16:12

15:58

15:51

15:32

15:21

15:09

14:44

14:25

14:02

13:35

13:18

13:03

12:46

12:27

12:06

11:45

11:24

11:03

10:43

10:22

10:00

09:37