Развитие метро Алматы: какие поезда помогут мегаполису двигаться быстрее?

Развитие метро Алматы: какие поезда помогут мегаполису двигаться быстрее? Фото предоставлено ТМХ

Современные вагоны должны быть оборудованы системами климат-контроля, безбарьерной средой, цифровыми системами, сообщает Vecher.kz

Алматы последовательно формирует современную и удобную городскую среду. Одним из ключевых направлений этой работы является развитие метрополитена — экологичного, безопасного и самого предсказуемого вида транспорта в условиях мегаполиса. Для десятков тысяч алматинцев метро уже стало ежедневным способом передвижения. 

Расширение линий метрополитена станет важным шагом в улучшении транспортной системы города, повышении мобильности и качества жизни населения.

Метро будет расти

Будущее метрополитена Алматы выглядит многообещающим. В сентябре в акимате Алматы была представлена схема расширения метро. По словам заместителя акима города Алмасхана Сматлаева, развитие метрополитена, который сейчас включает 11 станций, будет вестись в трех направлениях. Первое – это продление действующей линии до станции «Барлык», которое позволит связать новые кварталы с центром города. Второе направление – развитие линии на восток, от станции «Жибек Жолы» до аэропорта. Третье – на север, от станции «Сайран» до города Алатау. 

«Сегодня пиковая загруженность составляет 124 тысячи пассажиров в сутки, а после реализации проекта пассажиропоток превысит 200 тысяч человек», – уточнил чиновник.

В первой половине 2026 года будет завершено строительство станции «Калкаман». Посещая строительную площадку, аким Алматы Дархан Сатыбалды подчеркнул важность ускорения темпа работ, чтобы объект был сдан вовремя. Ожидается, что запуск станции увеличит пассажиропоток метро на 30%, как ранее открытие станций «Сарыарка» и «Бауыржан Момышулы» увеличило пассажиропоток с 50 до 110 тысяч человек.

На фоне этих планов логично выглядит и объявленный тендер на закупку 10 новых метропоездов. Предполагается приобрести четырехвагонные составы, каждый из которых должен вмещать более 900 пассажиров и стабильно работать не менее 30 лет при надлежащем обслуживании.

Сегодня при выборе поставщика вагонов метро городские власти равняются на международные стандарты. Что важно для метро Алматы? Вот ключевые факторы: надежность, безопасность, современное оборудование и комфорт для пассажиров. Современные вагоны должны быть оборудованы системами климат-контроля, безбарьерной средой, цифровыми системами – причем, это не только Wi-Fi, USB-розетки и интерактивные системы информирования для пассажиров, это еще и «умные» системы диагностики, которые позволяют машинисту в режиме реального времени следить за состоянием подвижного состава.

Наконец, самый важный аспект – безопасность. Современные поезда оснащаются целым комплексом систем, включая противопожарную защиту, видеонаблюдение с функцией распознавания лиц.

Перспективным партнером в этой сфере может стать группа ТМХ, чьи поезда уже используются в метро 19 городов в 11 странах, включая СНГ. Для примера: опыт соседнего Узбекистана. Сегодня в Ташкенте курсируют современные вагоны, адаптированные к высоким пассажиропотокам и жаркому климату. Они оснащены сквозными проходами, широкими дверями (это важный показатель при высокой загрузке), системами кондиционирования и энергоэффективным тяговым приводом.

Интересно, что столица Узбекистана получила от ТМХ не просто готовые технологии «под ключ». Холдинг включён в развитие городской транспортной системы гораздо глубже: обеспечивает сервисное сопровождение, помогает выращивать собственные кадры и поддерживать инфраструктуру. В результате Ташкентский метрополитен получает не разовую поставку, а полноценного партнёра, который помогает наращивать объёмы перевозок, повышать пропускную способность и без сбоев справляться с пиковыми нагрузками. 

Этот опыт успешно используют и другие государства Содружества. Например, в прошлом году поставки российских вагонов метро в Баку позволили азербайджанской столице обновить парк к крупному международному событию – Конференции ООН по изменению климата (COP29). 

На такой формат сотрудничества мог бы ориентироваться и Алматы. Тем более, что россияне многие годы успешно работают с транспортными компаниями страны, например, поставляя локомотивы для «КТЖ-Грузовые перевозки» (входит в группу АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы») и промышленных предприятий.

Существующий опыт сотрудничества Казахстана с производителями из СНГ может упростить диалог и по вагонам для метро. Диверсификация поставщиков подвижного состава может стать разумным шагом, позволяющим избежать зависимости от одного конкретного поставщика и выбрать оптимальные решения по цене и качеству. В конечном счете передвижение на современных и безопасных поездах не роскошь, а ежедневная потребность горожан и уровень жизни в мегаполисе.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

13:03

13:00

12:39

12:30

12:16

12:15

11:58

11:52

11:37

11:28

11:04

10:46

10:39

10:15

09:51

09:27

09:02

17:09

16:00

15:00

14:00

13:03

12:47

12:00

11:00