Множество интересных вопросов и размышлений, связанных с исламским образованием, историей и современными вызовами, стоят сегодня перед молодежью Казахстана. Ответы на них дает документальный фильм «Религия и клевета», сообщает Vecher.kz.
Всем ли нужно исламское образование, где можно получать глубокие религиозные и духовные знания? Какие учебные заведения рекомендуются в Казахстане, какие источники информации являются опасными и как их отличить? Почему некоторые молодые люди, несмотря на доступность таких университетов, как "Нур-Мубарак", стремятся учиться за границей и отправляются в неофициальные арабские школы? Можно ли выучить арабский язык в Казахстане? На эти и другие вопросы дает полные исчерпывающие ответы документальный фильм «Религия и клевета».
Высококвалифицированный специалист, возглавляющий факультет престижного университета Аль-Азхар, Ато Ас-Сымбатти высоко оценивает казахстанское религиозное учебное заведение – Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, который расположен в Алматы у подножия Заилийского Алатау.
Следует отметить, Аль-Азхар – самый престижный исламский университет, который находится в Каире, Египет. Это одно из старейших и величайших учебных заведений мира, история которого уходит к династии Фатимидов. Название этого университета связано с Фатимой аз-Захра – дочерью Пророка (мир ему!) и является символом знаний и верности исламским ценностям. Эта история напоминает о великом наследии, которое казахская молодежь может перенять и развивать.
«Недавно я посетил Нур-Мубарак и был приятно удивлен происходящими изменениями. Рядом с университетом строится новый спортивный комплекс, что не может не радовать. Также заметил, что состав студентов стал значительно разнообразнее — теперь здесь обучаются не только казахи, но и представители других национальностей. Раньше, когда я приезжал, среди студентов были только казахи. Приятно видеть, что Нур-Мубарак привлекает студентов из других стран. Это свидетельствует о том, что университет стал одним из ведущих шариатских учебных заведений в Центральной Азии», – отметил Ато Ас-Сымбатти.
За 30 лет независимости нашей страны университет, который на академическом уровне преподает основы религии, достиг такого уровня, что абитуриенты из ближнего и дальнего зарубежья приезжают сюда за качественным образованием.
Университет Нур-Мубарак собрал в своем составе как отечественных, так и зарубежных ученых высокого уровня. Это не просто преподаватели, а кандидаты, доктора и профессоры с ученой степенью, которые ведут лекции по современному исламоведению, религиоведению и богословию, основываясь на глубокой научной базе.
Одно из главных преимуществ вуза – диплом, который признан Министерством науки и высшего образования Казахстане. Это открывает широкие карьерные перспективы для выпускников, 95% из которых успешно трудоустраиваются.
Особенность религиозного образования в том, что здесь учитывают и применяют успешные модели зарубежных систем обучения.
По мнению специалистов, религиозное образование должно идти рука об руку с пониманием характера и обычаев местного населения. Если человек не способны адаптировать полученные знания к казахстанским реалиям, это может навредить не только стране, но и им самим. Поэтому важно не только учиться, но и учитывать особенности культуры и жизни того общества, частью которого человек является.
Заведующий кафедрой исламоведения Нурлан Анарбаев размышляет о важности гармоничного сосуществования различных уровней идентичности.
«Почему мы поднимаем эту тему? Потому что в последнее время встречается поверхностное восприятие религиозных представлений казахов, поспешные суждения о шариате, обвинения в невежестве. Безусловно, ситуации бывают разные, и причин для этого много. Одна из главных – это то, что молодые люди, плохо знающие историю и культуру родного края, а тем более других стран, с энтузиазмом и юношеским максимализмом отправляются за границу изучать религию и, не успев полностью понять и осмыслить свой путь, оказываются в совершенно новой среде», – говорит преподаватель.
По его словам, в чужой стране молодые казахстанцы получают большой объем информации, но по молодости и неопытности, не имея внутреннего фильтра и навыков анализа, воспринимают все буквально и бескритично.
«Вернувшись домой, они начинают видеть окружающий мир через призму чужих взглядов, что вызывает ощущение, будто все здесь живут неправильно. Не находя способа примириться с этим внутренним конфликтом, молодой человек часто начинает конфликтовать с обществом, что иногда приводит к печальным последствиям», – сказал Нурлан Анарбаев.
Нурлан Байжигитулы, главный имам мечети Ырыскельды кажы в Астане, поделился своим опытом общения с осужденными по обвинению в экстремизме.
«Иногда мне доводится встречаться с людьми за решеткой. Среди них есть те, кто попал сюда из-за религиозного экстремизма. Я спрашиваю, почему вы оказались здесь? Они отвечают, что увлеклись радикальными идеями. Тогда я задаю другой вопрос: если бы вы ходили в свою сельскую мечеть, молились вслед за имамом и следовали ханафитскому мазхабу, то попали бы вы сюда? Они отвечают, что нет», – говорит имам.
На его взгляд, часто причиной их падения является то, что они отвергали мнения имамов, более знающих и опытных, настаивая, что только их позиция правильная. В итоге это упрямство и стремление навязывать свои взгляды привели их к нарушению закона и совершению преступления.
Религиозные лидеры нашей страны подчеркивают важность получения базового образования в казахстанских медресе. Конечно, нет запрета на получение религиозного образования за границей. Однако важно, чтобы этот процесс начинался с формирования прочной базы знаний и мировоззрения в своей стране. Это позволит сохранить связь с родными традициями и укрепить религиозное понимание на основе национальных ценностей.
«Прежде чем ехать за границу учиться, молодым людям следует получить образование дома. В нашей стране уже достаточно ученых, которые достигли высоких академических степеней — магистров и докторов наук в самых разных областях, включая арабский язык. В университет Нур-Мубарак приезжают преподавать ученые с мировым именем. Это показатель того, что наша образовательная система достигла серьезного уровня. Ведь такие ученые не стали бы работать здесь, если бы университет не соответствовал их стандартам», – говорит Нурлан Байжигитулы.
Университет Нур-Мубарак имеет лицензию, здесь работают ученые не только из Казахстана, но и из Турции, Египта и других стран, с которыми сложилось тесное сотрудничество в религиозной сфере. В вузе придерживаются позиции, что первым и самым важным критерием для абитуриентов, которые планируют отправиться за границу для получения исламского образования, должен стать выбор аккредитованного учебного заведения, выдающего официальный диплом.
«Духовное управление мусульман Казахстана и Комитет по делам религий Министерства культуры и информации активно сотрудничают с такими странами, как Саудовская Аравия, Египет и Турция. Именно там функционируют систематизированные учебные заведения, где процесс обучения соответствует нашим потребностям и требованиям. Список этих заведений можно найти в отчетах ДУМК», – прокомментировал Нурлан Байжигитулы.
Между тем, многие молодые казахстанцы стремятся отправиться за границу, чтобы изучить арабский язык, выучить Коран наизусть, постичь его глубинный смысл и овладеть исламскими знаниями в оригинале. Дело хорошее, ведь знание первоисточников более ценно интерпретаций и переводов.
Однако существует и другая сторона медали. Нередко молодежь, оказавшись за границей, попадает в неофициальные образовательные учреждения, где преподавание ведется без должного контроля. Это создает серьезные риски, особенно в условиях, когда молодые люди могут оказаться под влиянием деструктивных идей.
Отсюда возникает закономерный вопрос: обязательно ли ехать в арабские изучать язык? Практика показывает, что английский язык успешно осваивают и в Казахстане. Почему бы не создать аналогичные условия для изучения арабского? Это позволит не только избежать возможных опасностей, но и обеспечит высокий уровень контроля за образовательным процессом. Более того, развитие такой инфраструктуры внутри страны станет важным шагом к укреплению национальной образовательной системы, считают эксперты.
Кайрат Курманбаев, в недавнем прошлом проректор университета «Нур-Мубарак» отметил, что в данном вузе созданы все условия для глубокого и качественного изучения арабского языка.
«Мы располагаем обширной библиотекой, а обучение поддерживают более 20 носителей языка, которые активно помогают студентам развивать навыки разговорной речи. Кроме того, современные технологии открывают дополнительные возможности: сегодня доступно множество онлайн-программ и платформ, где можно практиковаться с носителями или изучать язык через социальные сети», – говорит он.
В университете действуют лингафонные смарт-классы, оснащенные передовыми технологиями для изучения языка. Вместе с этим работают высококвалифицированные казахстанские преподаватели, которые не только в совершенстве владеют арабским языком, но и глубоко понимают методику его эффективного преподавания. Для всех желающих здесь запустили бесплатные курсы арабского языка, чтобы сделать обучение доступным каждому.
Говоря об этом, он отметил, что никто не ограничивает студентов в желании учиться за границей, если кто-то хочет продолжить обучение в другой стране – это его выбор.
«Однако важно помнить, что Казахстан располагает сильным научным и религиозным образовательным центром. У нас достаточно высококвалифицированных специалистов, действует поддержка со стороны государства, а также предоставляются гранты на обучение. Благодаря этим возможностям многие студенты уже изучают арабский язык и другие дисциплины, не покидая страны. Это достойная альтернатива, позволяющая получить качественное образование дома», – Кайрат Курманбаев.
Его мнение разделяет и директор центра «Арабоведение» факультета востоковедения КазНУ имени Аль-Фараби Еркинбек Шокай.
«Для изучения арабского языка, совсем необязательно жить в арабской стране. У нас есть множество специалистов, которые в совершенстве овладели этим языком, не выезжая за границу. Все дело в качественном образовании и настойчивости в учебе», – подчеркнул он.
Нурлан Анарбаев, заведующий кафедрой исламоведения отметил, что университет «Нур-Мубарак» создал все условия для качественного обучения.
«В нашем университете работают около 20 профессоров и докторов наук, готовых щедро делиться своими знаниями и опытом. Мы обладаем достаточным кадровым потенциалом, чтобы обеспечить высокий уровень подготовки специалистов. Наши программы обучения охватывают все уровни – от бакалавриата до магистратуры и докторантуры, что позволяет студентам развиваться в самых различных областях», – сообщил он.
Одним словом, университет создает академическую среду, где студенты могут расти профессионально и добиваться высоких результатов, не покидая родной страны.
К примеру, старший преподаватель кафедры исламоведения университета «Нур-Мубарак» Нуржан Стамбакиев смог овладеть арабским языком за несколько лет, не покидая родной страны. Он доказал, что язык, на котором был ниспослан Коран, доступен каждому, и для его изучения вовсе не обязательно отправляться в Египет или Саудовскую Аравию.
«Я выучил арабский язык в университете «Нур-Мубарак» за четыре года, не выезжая за границу. За это время я освоил базовый уровень языка, который стал прочным фундаментом для дальнейшего развития. Учитывая, что почти половина наших преподавателей являются носителями арабского языка, я никогда не ощущал, что мне чего-то не хватает. У меня была прекрасная возможность практиковать язык, общаться и учиться у профессионалов», – заявил Нуржан Стамбакиев.
Он ни разу не пожалел, что остался у себя на родине. Более того, он не уверен, что смог бы достичь таких же результатов, если бы выбрал обучение за границей. По его словам, университет «Нур-Мубарак» предоставляет все условия для того, чтобы освоить арабский язык на высоком уровне.
Этот опыт Нуржана вдохновляет и показывает, что целеустремленность, поддержанная качественным образованием, способна привести к большим успехам и в своей родной стране.
Или такой пример. Талгат Аманов, магистрант университета «Нур-Мубарак» сначала хотел просто выучить арабский язык.
«В то время я работал в центральной мечети Актобе, занимался выдачей документов. Услышав, что в университете «Нур-Мубарак» в Алматы есть подготовительные курсы, решил попробовать поступить. Поступил, отучился четыре года. Это стало важным этапом на пути к изучению религии», – поделился он своим опытом.
При этом он заметил, что раньше у казахстанцев было немного вариантов для изучения арабского языка.
«До появления университетских программ были только языковые центры или неофициальные программы при мечетях. Однако там не выдавались дипломы или сертификаты, поэтому сложно было назвать их полноценными учебными заведениями. Более того, они представляли определенные риски. Во-первых, их неофициальный статус создавал проблемы с визами для иностранных студентов, что нередко приводило к их аннулированию. Во-вторых, некоторые из этих центров вызывали сомнения в своей безопасности и качестве обучения», – сказал Талгат Аманов.
Что касается казахстанских студентах, обучающихся в университете Аль-Азхар, Талгат подчеркнул их сплоченность: «Несмотря на то, что они не встречаются ежедневно, студенты поддерживают связь каждую неделю, часто общаются и даже снимают жилье вместе. Также существуют конференц-центры, где они могут общаться с имамами и специалистами из ДУМК. Это помогает укреплять их знания и религиозные устремления».
Декан исламского факультета университета Аль-Азхар Абдул Мунгим выразил суть миссии этого высшего учебного заведения.
«Существует поговорка: если Кааба – место поклонения, то Аль-Азхар – это место получения знаний. Наш университет объединяет около 40 тысяч студентов, и среди них примерно 200 – из Казахстана. Здесь нет разделений по сектам или конфликтов. Все наши студенты – это искренние искатели знаний, и наша цель – поддерживать их на этом благородном пути», – заявил Абдул Мунгим.
При этом он подчеркнул, что университет заботится о своих студентах не только академически, но и материально.
«Для студентов из некоторых стран мы предоставляем питание, проживание и даже одежду. Эти молодые люди — настоящие искатели истины, и мы верим, что, вернувшись на родину, они станут носителями света ислама, делая добро и становясь профессионалами в своих сферах. Главная задача университета — не только дать качественное образование, но и воспитать нравственных и духовно развитых личностей», – выразил надежду преподаватель.
Между университетом и посольствами иностранных государств налажено тесное взаимодействие, что и обеспечивает дисциплину и прозрачность учебного процесса.
«Наш университет поддерживает тесные контакты с посольствами иностранных государств в Египте. Каждый абитуриент, желающий обучаться у нас, обязан сначала зарегистрироваться в своем посольстве и предоставить необходимые документы в университет. Поступить можно только при наличии разрешения от посольства», – пояснил он.
По словам профессора, этот порядок помогает поддерживать строгую дисциплину среди студентов. Если кто-то из них пропускает занятия, то они незамедлительно уведомляют об этом посольство. Это важно, чтобы всегда знать, где находятся студенты в учебное время и чем они заняты.
«Особое внимание уделяется казахстанским студентам, которых на факультете насчитывается около 20, включая аспирантов. Все они, как и положено, зарегистрированы в посольстве Казахстана в Египте», – отметил профессор.
Кроме того, с казахстанскими студентами, обучающимися за рубежом, регулярно проводит встречи Верховный муфтий Казахстана Наурызбай кажы Таганулы и другие члены ДУМК. Таким образом, студенты сохраняют тесную связь с родной страной, что помогает им не только углублять знания, но и оставаться частью духовной и культурной традиции Казахстана и своего народа.
Такая система взаимодействия демонстрирует важность координации между образовательными учреждениями, дипломатическими миссиями и религиозными организациями для подготовки высококвалифицированных специалистов, остающихся верными своим корням.
Университет «Нур-Мубарак» уверенно демонстрирует соответствие международным стандартам исламского образования, о чем свидетельствуют слова Ибрагима Чагбана Аль-Муршиди, доктора Аль-Азхарского университета.
«Я не могу сказать, что между Аль-Азхаром в Египте и «Нур-Мубараком» в Казахстане есть существенные различия. Скорее, «Нур-Мубарак» можно назвать казахстанским отделением Аль-Азхара. Хотя Аль-Азхар обладает тысячелетней историей, «Нур-Мубарак» представляет собой его современную версию, адаптированную к современным реалиям и потребностям. По религиозному направлению «Нур-Мубарак» не уступает своему египетскому аналогу», – подчеркнул ученый-исламовед.
Если Аль-Азхар распространяет свет исламских знаний по всему миру, то «Нур-Мубарак» несет этот свет дальше, охватывая Центральную Азию. Факт, что сюда приезжает множество студентов из соседних стран, подтверждает статус «Нур-Мубарака» как уникального и беспрецедентного центра исламского образования в регионе, добавил он.
Исламские ученые едины во мнении, что «Нур-Мубарак» не только впитал лучшие традиции исламского образования, но и адаптировал их к современным потребностям, став маяком знаний для молодежи Центральной Азии. Международное признание университета и приток студентов из других стран подчеркивает его значимость как образовательного и духовного центра, соответствующего высоким мировым стандартам.
«Сегодня университет «Нур-Мубарак» создал все условия для студентов, которые мечтают стать учеными, имамами или глубже изучить исламские науки. От самих студентов требуется только одно — усердие и искреннее желание учиться. Все остальное — от преподавателей до учебных материалов и инфраструктуры уже подготовлено», – подчеркнул уникальную роль вуза в подготовке специалистов по исламским наукам заведующий кафедрой исламоведения университета «Нур-Мубарак» Ахмад Омар Хасан.
Он сравнил «Нур-Мубарак» с продолжением великой миссии Аль-Азхара.
«Нур-Мубарак" можно назвать казахстанским продолжением Аль-Азхара. Это место, где исламские знания передаются в духе единства, взаимоуважения и мира», – резюмировал ученый.
Эти слова подчеркивают уникальность «Нур-Мубарака» как центра, сочетающего в себе традиции исламского образования с современной адаптацией, что делает его значимым вкладом в духовное и интеллектуальное развитие Казахстана.