Жилое двухэтажное здание 1953 года постройки пытаются снести еще с 90-х годов прошлого века.
Оно осталось единственным в квадрате улиц Казыбек би – Айтеке би – Ади Шарипова – Досмухамедова. Остальные «хрущевки» были снесены, на их месте возведены новые здания, но почему-то именно до этого дома реновация никак не дойдет.
Между небом и землей
– Нас, жильцов дома по улице Казыбек би, 127, угол улицы Шарипова, уже несколько лет не обслуживают в ЦОНе, к нам не носят почту, мы не можем продать свои квартиры из-за того, что наш дом неопределенного юридического статуса. Мы не можем оформить квартиры в качестве залога в банк, претендовать на получение ипотеки. Много раз мы получали уведомления о предстоящем сносе дома, но вопрос никак не решался. Обращались в акимат города Алматы с просьбой предоставить нам квартиры, но приходили лишь странные ответы: то сносом занимается ТОО «Предприятие капитального строительства акимата г. Алматы», то Управление архитектуры и градостроительства, то мы якобы не внесены в список плана по сносу, то будто мы сами отказались от переселения, то причина была в том, что кто-то незаконно возвел дом на углу нашего квартала. В общем, у городских властей по сей день находится масса отговорок, – говорит старшая по дому Жибек Маргулан.
По ее словам, первое постановление о сносе было отменено в 1998 году из-за банкротства застройщика. С этого момента началась череда полудетективных историй.
Снести нельзя жить
– В 2008 году выходит постановление о принудительном отчуждении земли под нашим домом для строительства детского сада, – рассказывает Жибек Маргулан. – Женщина, назвавшаяся представителем акимата, обошла все квартиры, собрав подписи за строительство детского сада, но о том, что этот детсад будет стоять на месте нашего дома, нам не сообщили. В дальнейшем собранные подписи были использованы против нас…
В 2012 году вновь возобновили реализацию программы сноса ветхого жилья. Планировалось строительство в этом квадрате двух пятиэтажных домов с целью расселения жильцов трех двухэтажек.
– Представители ТОО «Предприятие капитального строительства акимата г. Алматы» стали утверждать, что они обошли всех жильцов и только наш дом якобы отказался от сноса, хотя мы никаких документов, подтверждающих отказ, не подписывали, – продолжает старшая по дому.
– Поскольку мы не прекращали писать письма с просьбами о сносе, нам в горакимате пообещали, что когда ПКС завершит строительство 9-этажного дома, то нас расселят в нем, но этого не произошло – квартиры были проданы вновь со ссылкой на якобы наши подписи, подтверждающие отказ от сноса жилья.
В 2013 году вышло постановление городского акимата об отмене прежнего постановления, согласно которому дом вновь не подлежал сносу.
Далее, как утверждают жильцы дома, застройщик (ТОО «Бек-Курылыс») собрал со всех квартир технические паспорта объектов недвижимости, пообещав им выделить жилье, но мало того, что людям не дали это самое жилье, так еще и техпаспорта не вернули. После этого они получили уведомление акимата Алмалинского района о том, что назначение дома теперь не жилое, а коммерческое. История получила довольно широкую огласку. В течение нескольких лет жильцы двухэтажки обращались во всевозможные инстанции, вплоть до правительства, но проблема зависла в воздухе.
Вместе с многочисленными ответами стало ясно, что аварийный дом расселять по госпрограмме не собираются. Жителям власти уже ничего не обещают. Лишь говорят, что ищут инвестора.
Неблагоприятное соседство
Апофеозом ситуации стало то, что в 2019 году рядом с многострадальным домом были возведены новые многоэтажки и коммерческие объекты. С тех пор старожилам приходится мириться со стесненными условиями придомового пространства, когда в окна их квартир смотрят жильцы дома напротив, двор смыкается с задворками магазина или кафе, а от шумной автомагистрали пару шагов. Также нарушены нормы инсоляции из-за строительства небоскребов, которые легко перекрывают попадание солнечных лучей в окна квартир рядом стоящего здания.
В таком дискомфорте и неопределенности люди живут много лет.
Заколдованный круг
Руководитель отдела коммунального хозяйства акимата Алмалинского района Руслан Айтанов утверждает, что проблема жильцов этого дома исполнительным органам известна, вопрос находится на контроле.
– Сегодня большая часть территории упомянутого участка занята жилыми и коммерческими новостройками, – поясняет он. – А так как частные инвесторы не заинтересованы вкладывать деньги в точечную застройку, то вопрос с домом № 127 пока не находит своего решения. Единственный на сегодня выход, предлагаемый акиматом, – проведение ремонта по программе модернизации за счет бюджетных средств.
– Дом в ужасном состоянии, с каждым годом ветшает и становится непригодным для проживания, – говорит местный житель Евгений Безбородов. – Мы не делаем ремонт в квартире, так как надеемся на снос дома. Даже если, как обещает акимат, сделают его полную реконструкцию – от этого он не станет новее и останется таким же старым. Поэтому мы все – за снос.
67-летнее строение давно не отвечает нормам безопасности, говорят его жильцы. Перекрытия деревянные, потолки обиты фанерой, крыша протекает – есть вероятность обрушения, вентиляции в доме никогда не было. Помимо всего прочего, жильцы жалуются на изношенные инженерные сети, которые часто выходят из строя. Те, кто мог себе позволить, съехали на съемные квартиры, остальные на свой страх и риск остаются в этих домах, ожидая переселения.
По словам Руслана Айтанова, строение стоит в очереди по программе реновации жилищного фонда на 2021–2025 годы.
– В свое время у жильцов этой двухэтажки была возможность воспользоваться программой «Снос ветхого жилья», – говорит представитель акимата. – Люди могли получить новые квадратные метры, но были среди них те, кто по разным причинам отказался от сноса дома, тогда как для принятия окончательного решения требовалось стопроцентное согласие жильцов.
Они же в свою очередь заявляют, что против сноса дома выступает всего лишь один человек – владелец стоматологического кабинета, расположенного на первом этаже, хотя на его размещение жильцы тоже согласия не давали.
Люди, продолжая жить в бесхозном доме, боятся вовсе остаться без жилья.
– Такое ощущение, что мы никому не нужны, – сетуют они. – Мы для городских властей как назойливые мухи. Нас как будто просто хотят выселить на улицу...
Ситуация вновь оказалась в заколдованном круге, из которого, впрочем, и не выходила.
«Вечерний Алматы» продолжит следить за судьбой аварийного дома и их несгибаемых обитателей.
Комментарий специалиста
Серик Ахметжанов, юрист, член Алматинской городской коллегии адвокатов:
– В законодательстве принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд, влекущее прекращение права собственности или землепользования, предполагает выплату компенсаций за снос дома. Этот вопрос регулируется сразу двумя Законами: «О жилищных отношениях» и Земельным кодексом. Взамен дома, идущего под снос, статья 15 Закона «О жилищных отношениях» гласит, что при сносе жилого дома в связи с государственными нуждами до того, как это произойдет, собственнику должны предоставить в собственность аналогичное жилье или выплатить компенсацию. Все цены должен определить оценщик в соответствии с законодательством РК.
Если собственник выбрал компенсацию, то, согласно Земельному кодексу, убытки собственнику возмещает их причинитель. То есть, если жилье сносится в соответствии с государственными нуждами, то и компенсацию должно оплачивать государство.
Размер компенсации определяется из стоимости земельного участка или права землепользования, а также рыночной стоимости находящихся на участке официально оформленных построек, включая дом, фруктовые деревья и многолетние растения, стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы. Все затраты должны рассчитываться с учетом их инфляции.
Убытки, которые возникли у собственника из-за изъятия земельного участка на момент прекращения имущественного права, по закону, должны возмещаться.
Все это касается не только находящегося в собственности жилья, но и коммерческой недвижимости: магазинов, салонов, кафе и так далее. Если сносится многоквартирный дом, то при возмещении компенсации или предоставлении другого жилья в расчет идет только площадь квартиры. Также не учитывается то, сколько людей проживало в квартире или в частном доме.
Статья опубликована в №86, от 28.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Реновация по-алматински".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!