Решению по организации метро в Алматы исполнилось 45 лет

Решению по организации метро в Алматы исполнилось 45 лет

Алматинский метрополитен помимо чисто практических целей по доставке пассажиров стал еще одной достопримечательностью южной столицы, представляющей несомненный интерес для туристов. Причем отдельного внимания заслуживает долгая история его строительства. 


Первая трасса метро была указана в Генеральном плане еще советской Алма-Аты, утвержденном в 1978 году. То есть в этом году самой идее организации подземного скоростного передвижения в нашем городе исполняется ровно 45 лет. 


В 1980 году председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин подписал постановление № 1537-р, которым предписывалось разработать технико-экономическое обоснование, спроектировать и начать строительство метрополитена в Алма-Ате. 3 июня 1981 года Совет Министров Казахской ССР принимает решение «О неотложных мерах по подготовке к строительству метрополитена в г. Алма-Ате». Для нужд метро было снесено 137 зданий, в том числе 92 жилых дома. 


Строительство алма-атинского метро началось 7 сентября 1988 года. Срок окончания строительства определили на 1997 год. До 1991 года строительство велось на средства союзного бюджета, КазССР оплачивала лишь косвенные затраты.



После распада СССР строительство метро было фактически заморожено. 


В 1991 году строители, привыкнув к сложнейшему алма-атинскому грунту и скальным породам, прошли более полутора километров. Еще через два года был достигнут абсолютный максимум – 1894 метра. Потом начался ужасающий спад строительства: в 1994 году прошли всего 300 метров, в 1995-м – 176, а на следующий год только 152, в 1997 году и вовсе слезы – всего 90метров. Тогда на метрострое осталось 180 человек, включая администрацию, зарплату им не платили месяцами, но… подземные строители понимали, что, если не продолжать трудиться, укрепляя тоннели, начнутся обвалы и прочие проблемы. 


Серьезно вернулись к строительству метро в 2003 году, в 2005-м этот процесс взял под личный контроль Президент. Все равно прошло долгих шесть лет, пока 1 декабря 2011 года не было сдано в эксплуатацию семь станций первой очереди общей протяженностью 8,6 километра. В союзном проекте алма-атинского метро первая очередь включала восемь станций, но от одной, в районе Национальной библиотеки, пришлось отказаться, чтобы удешевить строительство. 


18 апреля 2015 года были открыты станции второй очереди – «Сайран» и «Москва». Протяженность тоннелей метро увеличилась на 2,74 км.


30 мая 2022 года открылись станции «Сарыарка» и «Бауыржан Момышулы». Общая протяженность тоннелей составила 13,4 км. 


С февраля этого года интервал движения в часы пик составил 6 минут 12 секунд.



В апреле четырехкратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, известный иллюзионист Женис Айтжанов на 11 станциях метрополитена собрал из 609 кубиков Рубика панно, связанные с названием каждой из них.


– Собрать из кубиков Рубика картины-панно была моя идея, – рассказал корреспонденту «Вечёрки» иллюзионист. – Я хотел, чтобы горожане и туристы увидели связь между картиной и самой станцией. Справились с работой за два дня. Семь часов ушло в первый день, а во второй – 11 часов. Мне помогали волонтеры, студенты, спидкуберы. Нас было восемь человек.


Статья опубликована в №50 от 20.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Подземная история».


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:32

18:21

17:55

17:45

17:39

17:31

17:14

16:56

16:29

16:02

15:33

15:05

14:42

14:19

13:51

13:26

12:58

12:35

12:13

11:46

11:24

11:03

10:42

10:21

10:02