Альтернатива в виде дополнительных заимствований или печатания денег грозит дестабилизацией финансовой системы, сообщает Vecher.kz.
На фоне растущего дефицита бюджета, вызванного непомерными военными расходами, российское правительство обсуждает очередное повышение налогов. Как стало известно изданию The Bell, наиболее вероятный вариант - рост ставки НДС с 20% до 22% с возможными исключениями для социально значимых товаров.
Окончательного решения пока нет, но собеседники издания отмечают: выбора практически не осталось. Альтернатива в виде дополнительных заимствований или печатания денег грозит дестабилизацией финансовой системы. Поэтому власти вынуждены перекладывать военную нагрузку на плечи бизнеса и потребителей.
Как именно могут поднять налоги
«Налоги точно будут поднимать», - заявил источник The Bell, близкий к правительству. По его словам, дискуссии выходят на финишную прямую: проект бюджета на будущий год традиционно вносится в Госдуму уже в конце сентября.
Повышение НДС обсуждалось на совещании у премьера Михаила Мишустина 10 сентября. Несколько чиновников подтвердили The Bell, что речь идет именно о росте базовой ставки, при этом для социально важных категорий товаров могут сохранить льготы. По словам одного из участников обсуждений, рассматривается вариант повышения до 22%.
НДС - ключевой источник доходов федерального бюджета: в 2024 году вместе с налогом на добычу полезных ископаемых он обеспечил около 70% поступлений. Экономист Олег Буклемишев подчеркивает, что этот налог «технологичен», собирается автоматически и воспринимается населением не напрямую, а через рост цен. Именно поэтому власти выбирают его в качестве основной «налоговой подушки».
Почему ставка вырастет именно сейчас
Источники The Bell добавляют, что на столе есть и другие варианты: рост налога на прибыль и НДФЛ. Однако эти ставки уже повышались в 2024 году: налог на прибыль с 20% до 25%, а максимальная ставка НДФЛ - до 22%. Поэтому именно НДС выглядит наиболее «логичным» инструментом.
Последний раз его поднимали в 2019 году - с 18% до 20%. Тогда, по расчетам ЦБ, это добавило к инфляции около 0,6 процентного пункта. В нынешних условиях эффект может быть схожим: бизнес переложит новые издержки на потребителей, что поддержит инфляцию, несмотря на высокую ключевую ставку.
По расчетам экспертов, рост НДС до 22% принесет бюджету около 1 трлн рублей в год (0,5% ВВП). Но для экономики это означает изъятие ресурсов у населения и бизнеса - в пользу государства и его военных расходов.
Экономика на тормозах
Российская экономика, разогнанная за два года за счет военных контрактов, этим летом резко замедлилась. По данным Минэкономразвития, в июле рост ВВП составил лишь 0,4%, тогда как еще весной он превышал 1%.
При этом бюджет трещит по швам. За январь–август 2025 года дефицит достиг 4,2 трлн рублей (1,9% ВВП), превысив плановые показатели. Для его покрытия правительство активно расходует резервы ФНБ, которые тают стремительными темпами: с февраля 2022 года они сократились более чем вдвое. На 1 сентября в фонде оставалось лишь $48,9 млрд ликвидных средств против $112,7 млрд до войны.
Поддержка за счет госзаимствований выглядит рискованной: государственный долг пока низкий (14,5% ВВП), но ставки на рынке остаются высокими, а расходы на обслуживание долга уже достигли 8% ВВП.
Стратегический выбор
Экономисты называют происходящее трансформацией самой модели российской экономики. «Налоги лучше печатания денег. Инфляция - тоже налог, только он больнее для бедных», - цитирует The Bell одного из собеседников.
Фактически речь идет о переходе от модели «балансирования» к режиму военного финансирования. Государство стремится закрывать бюджетные дыры за счет налогоплательщиков, а не за счет реформ расходов или структурных изменений.
Для населения это означает рост цен, падение потребления и торможение экономики. Для бизнеса - сокращение внутреннего спроса и необходимость перекладывать налоговое давление на покупателей.
Казахстанский контраст
Для казахстанского читателя особенно показателен контраст с отечественной налоговой системой. В Казахстане ставка НДС остается на уровне 12% - одна из самых низких в регионе. При этом правительство делает ставку на расширение налоговой базы, цифровизацию администрирования и привлечение инвестиций, а не на механическое повышение ставок.
Да, в Казахстане ставка НДС вырастет - с нынешних 12% до 16% в 2026 году. Однако логика этого решения принципиально отличается от российской.
В Астане повышение объясняют необходимостью гармонизации налоговой системы с партнёрами по ЕАЭС и расширением возможностей для бюджета за счёт диверсифицированных источников дохода. При этом правительство параллельно развивает цифровизацию налогового администрирования, усиливает меры поддержки бизнеса и старается сохранить баланс интересов государства и предпринимателей.
В России же повышение НДС - вынужденная мера, напрямую связанная с огромными военными расходами и хроническим дефицитом бюджета. Это превращает налоговую политику в инструмент военного финансирования.
Да, у Казахстана тоже есть вызовы: снижение нефтяных доходов, необходимость финансировать инфраструктурные проекты, социальные расходы. Однако подход власти отличается: ставка делается на долгосрочную устойчивость и баланс интересов бизнеса и государства.
Для предпринимателей и инвесторов это принципиальный сигнал. В России налоговая политика все сильнее подчиняется военной логике, тогда как в Казахстане приоритетом остается развитие экономики и поддержка деловой активности.
Что это значит для бизнеса
Повышение НДС в России - это не просто технический шаг. Это сигнал о том, что власть готова перекладывать военные расходы на плечи общества, изменяя фундаментальные правила игры.
Для компаний это означает рост издержек, падение потребительского спроса и новые риски для планирования. Для потребителей - рост цен и снижение покупательной способности.
А для Казахстана - это напоминание о том, что налоговая стабильность и предсказуемость политики являются одним из ключевых конкурентных преимуществ страны в регионе.