Примерно год назад мастер слова перебрался в наш город, и некоторые алматинцы за это время успели познакомиться с ним и его творчеством.
Особенно те, кто тоже мечтает стать писателем и предпринимает для этого конкретные шаги – Юрий Каракур один из наставников Открытой литературной школы Алматы, к тому же много лет преподавал. В общем, говорить о книгах и творчестве ему вполне привычно, но только не о своем. Это же как будто душу наизнанку выворачиваешь, пытаешься сформулировать то, что не всегда можно облечь в слова так, чтобы поняли другие. К тому же кажется, что в своей книге ты уже сказал все, что хотел, а тут на презентации люди вдруг бомбардируют тебя разными вопросами, и отвечать на них надо не на бумаге, а прямо сейчас. Опытные писатели, за плечами которых множество книг, уже давно к этому привыкли и зачастую выдают заготовленные, будто давно выученные наизусть ответы. Впрочем, и вопросы на таких презентациях очень часто задаются одни и те же. Однако Юрий Каракур к такой регулярной публичности и читательской заинтересованности пока не привык, одинаковые вопросы от встречи к встрече ему никто не задавал, а значит, и готовых ответов у него не было. Формулировал он их на ходу, при этом немного стеснялся и в то же время радовался искренней заинтересованности публики.
– Честно говоря, мне всегда неловко, когда со мной говорят о моей книге, и особенно, когда хвалят, – делится Юрий Каракур. – Так и кажется, что человек еще не дочитал. Или же хорошо отзывается из вежливости, а как только разойдемся в разные стороны – ругать меня будет…
Хотя, когда отдавал книгу в печать, мне в ней все нравилось, поэтому сейчас очень боюсь перечитывать. Вдруг где-то не доработал.
А трудился писатель над своим дебютным романом долго – семь лет. Точнее, сначала это были разрозненные и полуавтобиографичные рассказы, которые постепенно, будто сами собой, начали выстраиваться в нечто цельное, но в то же время хрупкое, как фарфор. Ведь детство такое и есть – с одной стороны, ребенок принимает мир таким, каким его видит, а с другой – многие наши детские представления могут оказаться иллюзией и разбиться так же легко, как фарфор.
– Я хотел показать, что детство не пластиковое, оно настоящее, и все переживания в нем живые, – говорит писатель. – Я несколько раз пересобирал роман, пока вдруг не осознал, что он готов. Это такое удивительное чувство, которое трудно объяснить. Ты просто вдруг понимаешь, что сказал все, что хотел, – книга готова. Конечно, нельзя сказать, что история полностью автобиографична. В ней много домыслов, но это и делает повествование живым. К примеру, я не могу знать, как бабушка-соседка из моего детства вела себя дома, какой она была, когда не сидела на лавочке, но я всегда могу додумать ее образ.
Книгу «Фарфор» уже высоко оценили многие известные писатели. В частности, очень тепло отозвалась о романе Татьяна Толстая. Сам же Юрий Каракур уже взялся за новый текст, правда, о чем именно он будет, кажется, до конца не знает пока даже автор. Кроме того, Юрий Каракур в ответ на предложение поклонников его творчества обещал подумать о запуске писательских курсов в формате офлайн.
Статья опубликована в №34, от 11.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "История о неизбежном".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!