Поправки, принятые Госдумой, ускорят «мобилизационное развертывание».
Новые правила воинского учета и призыва в российскую армию реформируют систему «мобилизационного развертывания», заявил их соавтор, глава комитета по обороне Госдумы и бывший замминистра обороны Андрей Картаполов, сообщает Vecher.kz со ссылкой на ВВС.
Означает ли это подготовку к мобилизации?
Выступая в среду вечером в эфире телеканала «Россия 1», Картаполов заявил, что поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе», экстренно принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации в среду, нужны для модернизации российской системы «мобилизационного развертывания» с уровня «середины прошлого века» до «самой передовой в мире».
Что такое «мобилизационное развертывание»?
Определения этого понятия в российском законодательстве нет, хотя оно часто фигурирует в текстах законов.
По закону «О воинской обязанности и военной службе» именно для мобилизационного развертывания создается «запас Вооруженных сил» – он предназначен для их доукомплектования на трех этапах: «в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время».
По закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации» в подготовку входят учения и тренировки по мобилизационному развертыванию.
Что означает такое развертывание, в открытых источниках объясняет лишь не имеющий юридической силы военно-энциклопедический словарь на сайте Минобороны России. Военные так называют мероприятия по «планомерному переводу военной организации государства с мирного на военное время». В том числе – доукомплектование личным составом до «потребности военного времени» в «период мобилизации».
То есть в словаре нет четкого ответа на вопрос, относится ли мобилизационное развертывание к мирному или военному времени.
Развертывание, по версии Минобороны России, может быть общим (на всей территории страны) или частичным (на отдельных стратегических направлениях или в районах).
«Призыв граждан, пребывающих в запасе», в рамках мобилизационного развертывания проводится по приказам министра обороны, объясняет словарь. Должны ли эти приказы быть опубликованы, не уточняется.
Как связаны поправки с «мобилизационным развертыванием»?
Готовность военкоматов к мобилизационному развертыванию министр обороны Сергей Шойгу обсуждал еще в августе 2021 года – отчет о совещании есть на сайте минобороны. По его данным, современными автоматизированными системами «мобилизационного развертывания» к тому моменту были оснащены более 30% военкоматов, а системой воинского учета – 98%.
Три четверти военкоматов имели доступ к интернету через «конфиденциальные каналы» Минобороны.
При этом начальник главного организационно-мобилизационного управления Минобороны России Евгений Бурдинский объяснял, что военкоматы, даже имеющие возможности оцифровки данных, связаны «закрытым контуром» их обработки – они не могут взаимодействовать с населением через системы госуслуг. Генерал Бурдинский просил исправить «такое положение дел» и жаловался, что для постановки человека на воинский учет требуется более полутора месяцев, так как военкоматы получают документы из разных органов и учреждений на бумаге.
На том же совещании говорилось, что полное завершение оснащения «современными средствами автоматизации, телекоммуникации и каналами связи» запланировано как раз на 2023 год. Поправки же, принятые Госдумой на этой неделе, легализуют электронное взаимодействие военных и гражданских информсистем и по-видимому позволят резко ускорить «мобилизационное развертывание».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!