Важным фактором экономического роста является привлечение внутренних и внешних инвестиций.
На заседании Правительства под председательством Премьер-министра РК Алихана Смаилова рассмотрены итоги социально-экономического развития страны и исполнения республиканского бюджета за январь-февраль 2022 год, сообщает Vecher.kz.
По данным пресс-службы правительства, с докладами выступили министры национальной экономики Алибек Куантыров и финансов – Ерулан Жамаубаев, председатель Нацбанка Галымжан Пирматов.
Об экономической ситуации в стране доложил глава Миннацэкономики Алибек Куантыров.
Так, в январе-феврале текущего года темпы роста экономики Казахстана ускорились до 3,5%.
«За отчетный период по основным трендам наблюдается ускорение роста в реальном секторе, восстановление роста в торговле и связи после падения в январе текущего года, динамичный рост инвестиций в недобывающий сектор», – сказал он.
В январе-феврале этого года рост в реальном секторе составил 4,7%. Деловая активность в сфере услуг возросла до 2,1%. Среди отраслей положительный рост демонстрируют транспорт и складирование, строительство, горнодобывающая промышленность, торговля, водоснабжение, информация и связь, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство.
Темп роста инвестиций в основной капитал составил 2,6%, в том числе динамика роста инвестиций в основной капитал без учета горнодобывающей промышленности составил 5,7%. Так, инвестиции выросли в строительстве в 2,2 раза, образовании – в 2,2 раза, госуправлении; социальном обеспечении – на 63%, научной и технической деятельности – на 34%, торговле – на 32,1%, операциях с недвижимым имуществом – на 19%, искусстве, развлечениях и отдыхе – 18,7%, транспорте и складировании – 17,2%. В региональном разрезе наилучшие показатели отмечаются в Кызылординской и Павлодарской областях, а также в городе Шымкенте.
В январе текущего года внешнеторговый товарооборот вырос на 63% и составил $8,8 млрд. В том числе показатель по экспорту вырос на 86% и составил $6,1 млрд. При этом экспорт обработанных товаров вырос на 56% до $1,7 млрд. Импорт товаров составил $2,8 млрд. В целом, положительный торговый баланс составил $3,3 млрд.
Обрабатывающая промышленность сохраняет устойчивую тенденцию роста. За январь-февраль текущего года объем производства вырос на 3,9%. 15 регионов показали положительный рост. Наибольшее увеличение отмечается в Атырауской и Северо-Казахстанской областях, а также в городе Алматы.
В разрезе отраслей обрабатывающей промышленности обеспечен динамичный рост производства продукции машиностроения – на 9,2%, в том числе автомобилестроения – на 10,2%, производства вагонов и локомотивов – на 24%, стройматериалов – на 2,1%, готовых металлических изделий – на 4,4%, пластмассовых изделий – на 8,7%, фармацевтической продукции – на 17,0%, напитков – на 16,5%, одежды – на 12,8%. В горнодобывающей промышленности объем производства увеличился на 6,4%. В разрезе отраслей производство в добыче сырой нефти увеличилось на 9,2%, добыче газа – на 8,9%, добыче прочих полезных ископаемых – на 7,2%, в предоставлении услуг в горнодобывающей промышленности – на 6,2%, добыче металлических руд – на 1,2%. В добыче угля по-прежнему сохраняется отрицательная динамика.
«В отмеченном периоде строительный сектор демонстрирует высокие темпы роста и объем выполненных строительных работ вырос на 7,6%. Положительный рост показателя зафиксирован по 14 регионам. Наибольший рост строительно-монтажных работ отмечается в Костанайской и Атырауской областях, а также в городе Алматы», – сообщил Алибек Куантыров.
По вводу жилья в эксплуатацию в январе-феврале наблюдается улучшение динамики на 1,7 п.п. по сравнению с январем т.г., при этом рост по-прежнему остается отрицательным. Всего введено 1,8 млн кв. м жилья, что ниже показателя января-февраля предыдущего года на 7,3%. Положительная динамика зафиксирована в 13 регионах, среди которых самые высокие показатели наблюдаются в Павлодарской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях.
В сельском хозяйстве в отчетном периоде валовый выпуск увеличился на 1,6%. Самые низкие показатели наблюдаются в Костанайской и Жамбылской областях. Рост производства в отрасли зафиксирован в 15 регионах. Наибольший рост показали Мангистауская, Северо-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области.
Общая ситуация в региональном разрезе по 7 экономическим показателям выглядит следующим образом. По всем показателям положительный рост отмечается в 3 регионах – Акмолинской и Павлодарской областях, а также в городе Нур-Султане.
По 6 показателям наблюдается рост в 9 регионах. Это город Алматы, а также Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Алматинская, Костанайская, Атырауская, Карагандинская и Туркестанская области.
По 5 показателям положительный рост наблюдается в 3 регионах – Кызылординской, Жамбылской областях, а также городе Шымкент.
По 4 показателям положительный рост наблюдается в Актюбинской и Мангистауской областях. Центральным и местным исполнительным органам предлагается сконцентрироваться на следующих мерах: обеспечение запланированных темпов роста в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и строительстве; контроль над эффективной реализацией мероприятий Комплекса мер контроля и снижения инфляции; комплексная поддержка субъектов МСБ, ревакцинация населения; усиленный мониторинг по создаваемым рабочим местам в рамках государственных мер поддержки и увеличение доли постоянной занятости; оперативное реагирование на запросы экспортеров, всесторонняя поддержка несырьевого экспорта.
«Полная реализация вышеприведенных мер позволит ускорить экономический рост в стране», – отметил министр национальной экономики.
Волатильность на финансовых рынках Казахстана выросла на фоне повышенной неопределенности, вызванной ухудшением геополитической ситуации в мире. С целью минимизации негативных последствий внешних шоков Национальный банк реализует пакет мер. Об этом на заседании доложил председатель Национального банка Галымжан Пирматов.
Первое. Стабилизация валютного рынка.
В условиях беспрецедентного шока на глобальных финансовых и товарных рынках из-за ухудшения геополитической ситуации обменный курс тенге наряду с другими валютами испытывал высокую волатильность в феврале т.г.
«Для ограничения рисков по финансовой стабильности при необоснованных резких скачках курса Национальный Банк в отдельные дни проводил валютные интервенции, объем которых в сумме за февраль т.г. составил $273,7 млн. Информация о проводимых операциях оперативно раскрывается», – сказал Галымжан Пирматов.
Поддержку национальной валюте оказывали операции по конвертации средств Нацфонда для выделения трансфертов в бюджет, продажа валюты КГС, налоговые выплаты экспортеров в бюджет. Смещение баланса факторов в пользу негативных факторов, риск-сентимент на рынках обусловили ослабление тенге в феврале на 14,2% до 495 тенге за доллар. В марте месяце ослабление российского рубля из-за дополнительных санкций, включая запрет США на импорт нефтепродуктов из России, усилило давление на тенге. С начала марта проведено интервенций на $542 млн. На 14 марта т.г. курс тенге составил 511,74 тенге за доллар.
С целью обеспечения более рыночного курсообразования на рынке наличных иностранных валют Национальный банк разработал поправки по расширению пределов отклонения курса покупки от курса продажи инвалюты за тенге через обменные пункты. В целях предотвращения рисков финансовой стабильности и снижения давления спекулятивного спроса Указом Президента РК введены ограничения на вывоз из страны наличной инвалюты и денежных инструментов в инвалюте выше $10 000, золотых слитков, аффинированного золота массой свыше 100 грамм. Это обеспечит контроль за чрезмерным вывозом иностранной валюты и сохранность резервов Национального банка.
Банки второго уровня и Национальный банк принимают весь перечень мер по поставкам наличной иностранной валюты в Казахстан. При этом БВУ обладают достаточными объемами ликвидных валютных активов в виде остатков на счетах, депозитах и ценных бумагах. Национальный банк продолжит придерживаться гибкого курсообразования, которое абсорбирует шоки, исключает накопление дисбалансов и одновременно позволяет разумно использовать резервы.
Второе. Снижение инфляционных рисков.
Реализация геополитических рисков, усугубление проблем глобальных цепочек поставок, усиление внешнего инфляционного давления в мире из-за роста цен на продовольствие и энергоресурсы, ослабление курса будут главной причиной более высокой динамики инфляции. Национальный банк принимает меры по предупреждению распространения последствий внешнего шока на экономику страны, снижению давления на тенге и защите тенговых активов. Для этих целей 24 февраля т.г.
Национальный банк повысил базовую ставку до 13,5%. В условиях ухудшения геополитической ситуации и реализации внешних рисков прогнозы по инфляции пересматриваются в сторону повышения. Существенно повысился риск формирования инфляции выше целевого коридора в 2022-2023 гг. За февраль т.г. годовая инфляция ускорилась с 8,5% до 8,7% на фоне удорожания всех ее компонентов. Наибольший вклад в инфляцию вносят продовольственные товары, рост цен на которые ускорился до 10% из-за удорожания хлебобулочных изделий, круп, молочных продуктов и овощей. Непродовольственная инфляция выросла с 8,5% до 8,6%. Платные услуги ускорились с 6,8% до 7,1%, что связано с ростом цен на ряд рыночных услуг. Глобальная инфляция из-за роста цен на энергоносители, металлы и сельскохозпродукцию останется на высоких значениях дольше, чем предполагалось, оказывая давление на внутренние цены.
«Сдерживающее влияние на инфляцию будут оказывать эффективная реализация Правительством и акиматами Комплекса мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы, введенный мораторий на рост цен на регулируемые услуги ЖКХ, ГСМ и более сдержанная динамика потребительского спроса. Важно недопущение роста цен ГСМ после отмены моратория. Для этого необходимо создавать условия рыночному ценообразованию и сбалансированному развитию рынков с одновременной расшивкой «узких мест» путем устранения избыточного посредничества», – проинформировал глава Нацбанка.
Также, по его словам, важно минимизировать риски для инфляции со стороны растущих мировых цен на продовольствие и удобрения через принятие торговых мер, оперативное решение возникающих проблем логистики, эффективные товарные интервенции, внедрение рыночных механизмов сглаживания волатильности. В этом контексте важна эффективная реализация Плана обеспечения продовольственной безопасности на среднесрочный период, который стоит на повестке сегодняшнего заседания. Стабилизация продовольственной инфляции имеет ключевое значение для снижения инфляции. Национальный банк считает, что работа должна проводиться не только по социально значимым продовольственным товарам, но и по другим продуктам питания, которые вносят значительный вклад в инфляцию. Для стабилизации цен Национальный банк со своей стороны будет принимать последующие решения по базовой ставке с учетом прогнозной и фактической инфляции, инфляционных ожиданий и развития геополитической ситуации и реакции на нее финансовых рынков.
Третье. Рост международных резервов страны и повышение доходности пенсионных активов.
Валовые международные резервы за февраль выросли на $161 млн до $87,5 млрд, в их числе золотовалютные резервы – на $132 млн до $33,5 млрд за счет роста цены на золото. Активы Национального фонда на конец февраля т.г. составили $53,9 млрд. В феврале было продано $510 млн для обеспечения выделения трансфертов в бюджет. Общие поступления в Нацфонд с начала т.г. составили 925 млрд тг, что в 4,5 раза выше аналогичного показателя прошлого года. Пенсионные активы ЕНПФ составили 13,6 трлн тг, увеличившись с начала года на 533,5 млрд тг, или 4,1%. Размер начисленного инвестиционного дохода с начала т.г. составил порядка 534,2 млрд тг. По итогам 2 месяцев т.г. доходность составила 4% при инфляции 1,5%, реальная доходность – 2,5%.
Четвертое. Развитие платежных систем.
За январь т.г. через платежные системы НБРК было проведено 4,2 млн транзакций на сумму 52,5 трлн тг. В среднем за день через указанные платежные системы проводилось 232,5 тыс. транзакций на сумму 2,9 трлн тг. За январь 2022 г. количество и объем безналичных операций составили 438,5 млн транзакций на сумму 5,4 трлн тг. Все операции казахстанских банков по проведению клиентских и собственных платежей и переводов денег внутри страны осуществляются в штатном режиме.
«Национальный банк в режиме реального времени отслеживает развитие ситуации и их влияние на рынки, оценивает степень влияния антироссийских санкций на финансовую систему Казахстана и принимает меры для обеспечения финансовой и ценовой стабильности», – доложил Пирматов.
Об исполнении республиканского бюджета проинформировал министр финансов Ерулан Жамаубаев. Так, показатели исполнения государственных финансов по итогам двух месяцев текущего года сложились следующим образом. В государственный бюджет доходов поступило на сумму 2 трлн 724 млрд тг, или план исполнен на 106,9%. В республиканский бюджет доходов поступило почти 2 трлн. тенге или план исполнен на 100,9%. План по доходам перевыполнен на 18 млрд тг, из них налоги – на 9 млрд тг. Основная сумма перевыполнения по налогам приходится на НДП, КПН и ЭТП на сырую нефть. На перевыполнение плана по НДПИ повлиял рост цен за 2 месяца 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом 2021 года на основные экспортные позиции в среднем на 18,8%.
Также по результатам налогового администрирования недропользователей поступило порядка 16,5 млрд тг. Факторами перевыполнения плана по КПН являются: увеличение сумм заявленных авансовых платежей за 2 месяца т.г. в сравнении с январем-февралем 2021 года по 661 крупным налогоплательщикам на 83,5%, или на 141 млрд тг; проводимые мероприятия по налоговому администрированию в отношении крупных горно-металлургических компаний.
«В целом, по результатам администрирования недропользователей дополнительно поступило в бюджет 232 млрд тг, из них 24 млрд тг за счет взыскания доначисленных сумм по результатам актов проверок. Перевыполнение плана по ЭТП на сырую нефть в основном связано с увеличением в феврале т.г. ставки на сырую нефть на 14,2%, а также ослаблением курса тенге к доллару США на 3,5%», – сказал министр финансов Ерулан Жамаубаев.
Причинами неисполнения плана по НДС являются:
– уменьшение оборотов по реализации по данным ИС «Электронные счета-фактуры» на 2,3% или 319 млрд тг, связанное с введением чрезвычайного положения ряда временных ограничений;
– снижение объема импортных поставок Казахстана из государств-членов ЕАЭС в период чрезвычайного положения. В результате по 4,5 тыс. плательщикам снижены поступления на сумму 20 млрд тг, в т.ч. наиболее крупное снижение поступлений наблюдается в оптово-розничной торговле на сумму 15 млрд тг по 3,1 тыс. плательщикам.
Доходы местных бюджетов исполнены на 127,7% и составили 727 млрд тг. План перевыполнен на 158 млрд тг, из них по налогам – на 142 млрд тг. Планы по доходам перевыполнены почти во всех регионах, за исключением г. Шымкента.
Расходы государственного бюджета исполнены на 96,9%, республиканского – на 97,7%, местных бюджетов – на 96%. По республиканскому бюджету произведены расходы на сумму 2 трлн 683 млрд тг. Неисполнение составило 64 млрд тг, из них 9 млрд тг – экономия. Не освоено – 55 млрд тг. Наиболее крупные суммы неосвоения сложились в министерствах образования и науки, здравоохранения, внутренних дел, финансов и сельского хозяйства.
Основные причины неосвоения: длительное проведение процедур заключения договоров, дополнительных соглашений, несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ (подпрограмм), несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов-фактур, отсутствие потребности в расходовании средств в отчетном месяце.
Расходы местных бюджетов составили 1 трлн 138 млрд тг. Не исполнено – 47 млрд тг. В текущем году регионам предусмотрено целевых трансфертов на сумму почти 2,6 трлн тг. На 1 марта им выделено 310 млрд тг. Из них освоено – 96,8%. Не исполнено – 10 млрд тг, в т.ч. экономия составила 4 млрд тг, не освоено – 6 млрд тг. Наибольшее неосвоение сложилось в следующих регионах: городах Нур-Султан и Алматы, Туркестанской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях.
За два месяца т.г. камеральным контролем охвачено около 149 тыс. процедур государственных закупок на сумму свыше 2,4 трлн тг. По итогам проверок установлены нарушения по 7 437 процедурам, из которых объектами госаудита исполнено более 90% уведомлений об устранении нарушений. Проведено 328 аудиторских мероприятий. Аудитом охвачено 1 трлн 226 млрд тг бюджетных средств. Установлены финансовые нарушения на сумму 4 млрд тг. Устранены нарушения на 2 млрд тг путем восстановления поставкой товаров, оказания услуг и выполнения работ, возмещения в бюджет и отражения по учету. Для совершенствования и повышения эффективности деятельности объектов аудита даны 226 рекомендаций.
Комплексным планом приватизации на 2021-2025 гг. предусмотрена реализация 721 объекта. За отчетный период из общего количества 670 объектов продано и передано в доверительное управление с правом последующего выкупа 224 объекта на сумму 60 млрд тг. 67 объектов находятся на торгах. 48 объектов направлено на реорганизацию и ликвидацию. 331 объект предстоит к реализации.
Таковы результаты исполнения государственных финансов за отчетный период.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!