Рука помощи: какие меры нужны для развития креативных индустрий в Алматы

Рука помощи: какие меры нужны для развития креативных индустрий в Алматы

В мегаполисе проходит Неделя креативных индустрий, в ходе которой эксперты обсудили необходимость господдержки и стратегию устойчивого формирования этого тренда.


Стоит отметить, что панельные сессии между чиновниками, бизнесменами и креаторами (представители креативной индустрии) проходят впервые. В дискуссиях приняли участие эксперты из Казахстана, Беларуси, Великобритании, Германии, Голландии, Кыргызстана, Италии, Польши, России и Узбекистана – всего 130 спикеров из 30 международных организаций.




Диалог с государством


Руководитель проектов по искусству и креативной экономике British Council в Центральной Азии Галина Корецкая считает, что после господдержки в следующем году креативная индустрия начнет активное развитие. По ее словам, до настоящего момента к ней не было приковано внимание общества.


– Это не означает, что креативные индустрии не существовали. Многие креаторы отмечают, что им не нужна господдержка, так как со стороны правительства начинается контроль. Я считаю, что без участия государства креативная индустрия не получит роста. В сфере образования, инфраструктуры и налого­обложения не будет никаких изменений, – сказала Галина Корецкая.


По данным акимата, в Алматы зарегистрировано более 22 тысяч субъектов креативной индустрии. За прошлый год эти предприятия выплатили 5,4 миллиарда тенге налогов и оказали услуг на 402,8 миллиарда тенге. Руководитель Управления предпринимательства и инвестиций Алматы Берик Солтанбаев отметил, что необходимо изучить опыт других стран, прежде чем начинать развитие креативной отрасли в Алматы. К примеру, по опыту Южной Кореи в мегаполисе была создана образовательная платформа – Almaty Creative.


Основатель креативного пространства «Дом 36» на улице Барибаева Даурен Тулеев отметил, что диалог между креаторами и государством начался недавно.


– С властью контакт у нас был налажен полгода назад. Ранее партнерство велось только с частным сектором, то есть с бизнесменами. Мы начали сотрудничать с чиновниками, время покажет, что из этого выйдет, – сказал спикер.




Опыт других стран


Руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова поделилась опытом развития и поддержки этой сферы в Москве. По ее словам, параллельно с агентством был создан экспертный совет, в котором состоят около 50 лидеров креативных индустрий Москвы.


– В Москве самая высокая концентрация креативных индустрий. Как агентство, мы работаем вместе с экспертным советом, плюс у нас есть рабочие группы под каждой индустрией. Вместе мы обсуждаем, что будем делать дальше. Идеальная картина мира для нас – когда к концу года формируем перечень мероприятий на следующий и под это закладываем бюджет. В рамках российской креативной недели мы подводим итоги и формулируем, что нужно сделать на следующий год, – поделилась Гюльнара Агамова.


Официальный представитель агентства стратегических исследований в России и директор Universal University Екатерина Черкес-заде также поделилась своим опытом. Ежегодно университет формирует портфолио выпускников, где указаны навыки и знания, которыми они должны обладать. Университет сотрудничает с 500 партнерами, чтобы привлечь студентов на живые проекты. За 20 лет работы выпускники университета находят себе место в сфере музыки, кино, архитектуры, игровых разработок, школы современного искусства.


– Благодаря этому 90% наших выпускников трудоустраиваются в течение трех месяцев после окончания обучения. Одной из важнейших наших задач является интеграция студентов в глобальный контекст, что очень важно. Креативные специалисты не живут исключительно в российской креативной экономике, они живут сразу в мировой креативной экономике. Нельзя формировать образовательную программу только для российской экономики, поэтому наши выпускники работают более чем в 40 странах. У нас платный университет, бюджет формируется только за счет учащихся. Вторая часть нашей выручки – это консалтинг, мы легко собираем экспертизу для решения разных задач в регионе, – сказала эксперт.


По мнению Екатерины Черкес-заде, чтобы развивать креативную экономику, необходимо собрать талантливых людей, технологии, инфраструктуру и разработать отдельный налоговый кодекс. Она высказала мнение о том, что нужно сделать в Алматы, чтобы креативные индустрии реализовывались именно здесь.


– Важно развивать город технологически и сервисно, благодаря этому вы повышаете инвестиционный, туристический потенциал региона. Также бизнесмены, жители города должны быть открыты к креативной индустрии, так как она напрямую влияет на ВВП и ВРП страны, улучшается качество жизни населения, создаются новые рабочие места, происходит благоустройство территории и развитие других секторов экономики. В Москве меры поддержки предоставляются только тем, кто официально зарегистрирован как субъект предпринимательства, – объяснила спикер.




Меры поддержки


Эксперт-исследователь креативных индустрий в Центральной Азии Ирина Харитонова считает, что фэшн-индустрия и ремесленничество в Казахстане очень сильно страдают из-за отсутствия господдержки.


– Проблема их в том, что они не могут самостоятельно принимать участие в выставках, так как те рассчитаны на крупные предприятия. Также продукт, который они производят, не всегда востребован на местном рынке по той стоимости, по которой он может быть продан на экспорт.


Здесь нужен комплексный подход со стороны государства и самих игроков. Нам не нужно писать новых стратегий, необходимо понимать, через какие механизмы и стратегии они будут реализовываться, – считает Ирина Харитонова.


Даурен Тулеев уверен, что с объединением и коллаборацией микросообщества нужно выводить субъекты креативной индустрии из тени и давать новые возможности, площадку, коммуникацию, привлекать помощь экспертов и адаптировать к местным условиям.


В свою очередь Берик Солтанбаев добавил, что все необходимые документы на уровне центральных госорганов и местных исполнительных органов сейчас прорабатываются, бюрократические дела планируется разрешить до 1 января.


– Основное, что мы хотим, – финансировать предпринимателей. Что нужно креативным предпринимателям? В первую очередь им нужны помещение для деятельности и финансовые и нефинансовые меры поддержки. Важно, чтобы бизнес регистрировали. Если не будет ИП, то мы, как государство, не сможем поддерживать и финансировать деятельность, – заключил он.


Статья опубликована в  №130, от 5.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Рука помощи".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

22:11

21:34

17:58

17:24

16:52

16:17

15:42

15:06

14:33

13:57

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06