Картины с видами Караганды, старые фото, портреты строителей и горняков, макеты шахт, спецодежда и шахтёрские лампы расскажут о том, с чего и кого начинался город, который 10 февраля отметит 90-летие.
А с чего началась угольная промышленность региона, можно увидеть в зале областного историко-краеведческого музея «Становление Карагандинского угольного бассейна».
Здесь выставлено 30 объёмных экспонатов, 76 фото и 34 документа.
Музей открылся в 1932 году и носил название политехнический. Тогда же из Москвы привезли около 80 шахтных макетов и других экспонатов.
Краеведческим музей стал в 1938-м.
– Геологические работы в Караганде начались ещё в 20-х годах. Тогда к нам приехала группа геологов, стали открываться первые заводы. Также заработала железная дорога Караганда – Акмола.
Вместе с геологами к нам приезжают и врачи, в частности Герман Алалыкин, в последующем он стал заслуженным врачом КазССР. Со своей супругой-терапевтом Ядвигой Фридриховной он открыл первую больницу. Её называли красной. Это было одноэтажное здание из красных кирпичей. Герман Алалыкин первым сделал операцию на позвоночнике по удалению грыжи, организовал Центр переливания крови. Почему о них рассказываем в этом зале?
Ядвига Фридриховна в 60-е передала нам шахтёрскую лампу. Её называли «Бог в помощь»: она не была безопасной. В 1931 году на месте шахтного посёлка началось строительство города. В 1934-м возводятся этажные дома, и 10 февраля этого же года Караганда получает статус города, – рассказала научный сотрудник музея Динара Сәкімбай.
В зале также можно увидеть первую спецодежду горняков,
проследить за эволюцией шахтёрских ламп,
касок,
шахтного инструмента.
– Спецодежда была из плотной грубой ткани. Каска изготавливалась из фибры, использовался прессованный картон, который обрабатывался специальной жидкостью. На каске был держатель для фонаря. Также представлен шахтный инструмент. Например, отбойный молоток, кирка. Фонд музея ими пополнился в 60-е годы.
Выставлены и личные вещи горняков: кирогаз, спиртовка, гармонь и др., – отметила Динара Сәкімбай.
История Караганды в работах художников и скульпторов
В Карагандинском областном музее изобразительного искусства подготовили цикл выставок «Художественные истоки Караганды», они будут проходить в течение всего юбилейного года.
– У нас очень много художников, которые писали и пишут виды нашего города. К примеру, хочется отметить работу Виктора Буша (его семья была репрессирована) «Копайгород». Точной даты написания картины нет, она была создана в 50-х. На ней изображена шахта «Северная» и прилегающий посёлок. Можно сказать, что это летопись того времени.
В музее есть серия плакеток из металла Валерия Шульги. Такие плакетки практически нигде не сохранились.
Их у нас пять штук. Одна из них посвящена целине, остальные связаны с нашим городом – это шахты, строительство города, металлургия, заводы, здание цирка.
У нас представлены фотографии Николая Рыбецкого, которые мы включили в проект «Караганда и карагандинцы».
Это портретная галерея – здесь участники ВОВ, люди, внёсшие вклад в развитие города, и просто обычные жители, – рассказала главный хранитель музея Дамели Данкеева.
Художник Гилярий Гилевский изображал уголки старого города. Эти места в основном остались только на картинах, в стихах и рассказах писателей. Он одним из первых подарил музею свою работу «Молодой шахтёр».
Собирательный образ Аппака Байжанова создал художник Сейтмахан Калмаханов.
Картина Владимира Эйферта «Зимняя Караганда» знаковая для города. Она написана в 1949 году и относится к реалистической живописи.
– Картина была повреждена, попала к нам в очень плохом состоянии. Мы её отреставрировали.
Есть несколько серий работ Павла Андриюка. У нас в целом около 200 картин Павла Степановича. И 90 % из этой коллекции посвящено Караганде.
Есть у нас и работа Петра Кишкиса «Летний театр». Теперь его можно увидеть только на старых фото и картинах. Всех художников не перечислишь: почти все в 50–60-х годах писали Караганду, – говорит главный хранитель музея.
К теме города обращаются и молодые художники, и живописцы среднего поколения.
В музее много портретов первостроителей города в широком понимании этого слова.
В основном это работы Раимкула Есиркеева – портреты А. Гапеева, К. Сатпаева, Г. Алалыкина, Х. Макажанова,
героев соцтруда Б. Нурмагамбетова, Г. Хайруллина, Т. Кузембаева и многих других.
Нельзя не отметить линогравюру Манатбека Аманбаева, которая была выполнена в 2019 году. Она посвящена Нуркену Абдирову.
Немало в фондах музея и скульптур, связанных с городом и его жителями. Из 121 скульптуры 30 % относятся к Караганде.
Побывав в музеях города, можно узнать многое из 90-летней истории Караганды.