Загрязнение воздуха – основная проблема мегаполиса, с ней борются экологи, акимат и сами алматинцы.
Руководитель проекта «Экологический мониторинг автотранспортных средств города Алматы» Райдин Касымов рассказал о работе экопостов, с какими трудностями сталкиваются экологи и почему важно следить за исправностью своего автомобиля.
Напомним, в марте текущего года в мегаполисе начали действовать экопосты, которые следят за снижением загрязнения воздуха. Данный проект выполняется по заданию Управления зеленой экономики города в сотрудничестве с Департаментом полиции Алматы. Самый старый из постов находится на Кульджинском тракте при въезде в мегаполис. Он функционирует около 10 лет, в начале года здесь провели реконструкцию, установили новое модульное здание, где находится оборудование для замера выхлопных газов.
Выбросы машин – основной источник смога в Алматы
Руководитель проекта Райдин Касымов по образованию геофизик, более 25 лет работает в сфере экологии и охраны окружающей среды. С прошлого года руководит проектом по экопостам.
По его словам, выбросы автотранспорта вносят основной вклад в образование токсичного смога над городом.
– При этом количество грузовых и легковых автомобилей постоянно растет пропорционально росту населения мегаполиса и близлежащих населенных пунктов. К слову, прохождение автовладельцами обязательного технического осмотра давно превратилось в формальную процедуру без реального обследования двигателей и систем выпуска отработанных газов автомобилей. Контроль за соблюдением экологических норм автотранспортных средств является необходимой задачей из всего комплекса экологических мер по защите атмосферного воздуха Алматы, – говорит руководитель проекта Райдин Касымов.
Круглосуточно на страже
Стоит отметить, что на каждом экологическом посту работают посменно три обученных оператора-эколога. Они взаимодействуют с дежурными инспекторами Департамента полиции города Алматы на основании трехстороннего меморандума между Управлением зеленой экономики, Департаментом полиции и ТОО «ЭКОСЕРВИС-С».
По своему назначению экологические посты многофункциональны, здесь выполняются не только экологический контроль, но и соответствующие мероприятия полицейской службы.
– Все действия по экологическим замерам выполняются в соответствии с разработанной инструкцией и на основании действующих ГОСТов и нормативов. Останавливают машины инспектора Департамента полиции, – говорит Райдин Касымов.
Операторы-экологи заступают на дежурство на 24 часа, принимают смену, проверяют целостность и исправность приборов, оборудования, сохранность документации, проверяют чистоту помещения и прилегающей территории. Далее в течение всей смены выполняются замеры, регистрация полученных данных, обслуживание приборов, поддержание помещения и прилегающей территории в чистоте, постоянное информирование руководства о выполняемой работе.
Перед проведением замеров сотрудник Департамента полиции при участии оператора внешним осмотром проверяет наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов, а также целостность системы отвода отработанных газов. При отсутствии замечаний к техническому состоянию автомобиля и его комплектации оператор-эколог приступает к процедуре замеров. Замеры отработанных газов от бензиновых и газовых двигателей выполняются многокомпонентными газоанализаторами АВТОТЕСТ 02-03, от дизельных двигателей – измерителями дымности МЕТА 01 МП 01. Все измерительные приборы прошли поверку в алматинском филиале АО «НаЦЭкС» и признаны годными и допущены к применению.
Выполнив замеры, оператор-эколог сообщает дежурному инспектору о зарегистрированном им превышении норм токсичности, в этом случае инспектор оформляет соответствующий протокол о наложении административного штрафа.
Превышение токсичности – что ждет нарушителя?
В работе эколога особых требований к машинам нет, так как важно охватить замерами все категории автотранспортных средств.
– Разумеется, к «чадящему» авто будет особое внимание. Больше вреда наносят те авто, владельцы которых не следят за их техническим состоянием. Свежая иномарка может показать трехкратное превышение норм токсичности, а старая советская «Волга» 1982 года, недавно прошедшая замеры на одном из экопостов, показала почти нулевой выхлоп по всем загрязняющим веществам, поскольку его владелец относится к своему автомобилю должным образом, следит за его исправностью и соответствием всем нормам безопасности, в том числе и по экологии, – делится Райдин Касымов.
На вопрос, приносит ли вред экологии общественный транспорт, спикер ответил, что у экопостов нет возможности отследить вредоносные выхлопы городских автобусов. Собственники автопарков должны сами обеспечивать надлежащее техническое состояние автобусов, в том числе и по соблюдению норм токсичности отработанных газов.
Стоит отметить, если у владельца автомобиль превышает нормы токсичности, его ждет предупреждение и административный штраф в размере 2 МРП по статье 434. Если транспорт остановлен во второй раз, то штраф составит 5 МРП, а если в третий раз – владелец авто должен будет уплатить штраф в размере 10 МРП.
– Водителю рекомендуют заняться ремонтом своего автомобиля во избежание повторного штрафа. При первом выявлении данные авто заносятся в базу. Мы выполняем только замеры, а наложением штрафов занимается Департамент полиции. Нам оказывают большую помощь акимат Алматы, непосредственно Управление зеленой экономики, с Департаментом полиции у нас постоянная совместная работа на экологических постах, – рассказывает Райдин Касымов.
Статья опубликована в №90, от 29.07.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Чтобы смог ничего не смог".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!