Театр имени Ауэзова представил драму «Екеумiз», построенную на сочетании пластики и диалогов.
Спектакль по пьесе российского драматурга казахстанского происхождения Олжаса Жанайдарова «Двое в кафе» поставила главный режиссер Немецкого драматического театра Наташа Дубс. Идущая немногим более часа пластическая драма посвящена взаимоотношениям молодых пар.
Анонсируя постановку, режиссер отметила, что спектакль «Екеумiз» – это попытка поговорить со зрителем о чувствах молодежи, стереотипных взглядах, социальных проблемах и семейных ценностях, поразмышлять о том, на чем держатся взаимоотношения людей, а что приводит к их краху.
По ее мнению, очень часто отношения рушатся из-за неспособности или нежелания переступить через стереотипы, пойти на компромисс, услышать и понять близкого человека.
Постановка нетривиальна, режиссер предложила неожиданное осмысление материала. Идущий на большой сцене театра спектакль создан в стиле студийного, камерного эксперимента. Ощущение камерности спектаклю придают темные тона и минимализм сценографии. Декорацией и одновременно реквизитом спектакля являются стулья – в зависимости от ситуации они служат то креслами в кинотеатре, то мебелью в кафе, то предметом домашней обстановки, помогают актерам создавать на сцене постоянное движение. В спектакле заняты десять исполнителей, которые попарно вступают в диалоги, разыгрывая свой сюжет, или по одному выдвигаются на авансцену, откуда рассказывают зрителям личную историю. В это время другие молча находятся на сцене или подобно античному хору иллюстрируют эмоции центральных персонажей, сочувствуют и помогают им.
Диалоги персонажей очень просты, даже схематичны, а их монологи представляют очередную попытку понять, что такое любовь, почему люди сходятся, и несмотря ни на что, остаются вместе или расходятся.
Спектакль очень динамичный, многие сцены решены в клиповой стилистике.
Зачастую актеры выполняют рискованные пластические этюды. Эти действия усиливают драматизм, они словно выворачивают мысли и чувства героев наизнанку.
Наташа Дубс известна как очень требовательный режиссер, считающий, что главный инструмент актера – его тело. В ее спектаклях часто пластический язык превалирует над текстом, раскрывая драматический конфликт и внутренний мир героя ярче и сильнее, чем это способны сделать диалоги. Такие постановки являются вызовом для актеров, требуют от них хорошей физической формы, профессиональной хореографической подготовки. Но судя по представленному на сцене, молодежь Ауэзовского театра успешно справилась с поставленной режиссером задачей – продемонстрировала умение работать в жанре пластического театра.
Спектакль «Екеумiз» открыл серию премьер, которые Национальный академический театр имени Ауэзова представляет зрителю в феврале. Наряду со спектаклем Наташи Дубс это хоррор «Оң қол», комедия «Барымен базар» и монодрама «Туған күн».
– Коллектив готовил постановки с необыкновенным энтузиазмом, в репетиционном процессе были задействованы все крупные помещения театра, – рассказал директор театра заслуженный деятель РК Еркин Жуасбек. – Актеры и режиссеры показали, что, несмотря на карантин, они сохранили незримую связь с театром, со своим зрителем. Они стремятся работать, готовы к творческому поиску и воплощению современной режиссерской мысли.
В свою очередь художественный руководитель театра народный артист СССР и Казахстана Асанали Ашимов сказал:
– Театр рождается в результате единства драматургии, режиссуры и актерской игры. В новых постановках мы можем наблюдать это единство, это взаимопонимание, рождающее большое искусство.
Он подчеркнул, что чередой премьер коллектив отмечает свое 95-летие, выражает признательность зрителю за преданность театру. Также серия премьер – это благодарность государству за присвоение театру статуса национального.