«Кыз Жибек» возвращается на большую сцену Казахского национального академического театра оперы и балета имени Абая.
Трагичная история любви, верности и страсти обретет свое первое перерождение в новой редакции спектакля, над которым трудились мэтры оперного жанра. Благодаря неординарным решениям и находкам в режиссуре и сценографии постановщиков в лице режиссера Михаила Панджавидзе из Москвы, дирижера Каната Омарова, художников Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова, хореографов Гульжан Туткибаевой и Айгуль Тати опера зазвучит по-новому, а уникальные видеография и декорации придадут объем и масштаб спектаклю.
– В работе над музыкальным материалом для дирижера очень важно ухватиться за те эмоциональные нити, фразы, сцену, которые позволяют полностью погрузиться в партитуру, – делится главный дирижер КНАТОБ им. Абая Канат Омаров. – В опере «Кыз Жибек» для меня такими нитями стали женские образы. Например, главная тема «Гәкку», которая ассоциируется с Жибек и проходит через всю оперу, в разные моменты звучит по-разному, исходя из эмоционального состояния героини – то чистое и красивое, то трагическое, тревожное. Да, сегодня партитура оперы отличается от первоначальной, рассчитанной на небольшое количество музыкантов, изобилующей множеством номеров, но тем она и интересна. И несмотря на более чем 80-летнюю историю, музыка «Кыз Жибек» звучит свежо и современно.
Премьера оперы «Кыз Жибек» приурочена к 115-летию композитора Е. Брусиловского. Лирико-эпическая постановка – первая казахская опера, составляющая Золотой фонд национального музыкального искусства.
– Опера «Кыз Жибек» – сокровищница мирового наследия. Она близка и понятна мне, поскольку я родился в Средней Азии, в Туркменистане, и хорошо знаком с народными традициями. В процессе подготовки я очень многое узнал о культуре казахского народа и прекрасно понимаю необходимость соблюдения традиций. Но также понимаю, что полностью оставаться в русле традиций не имеет смысла, так как спектакль может получиться скучным, не отвечающим духу времени. Для меня в работе очень важно соблюдение «принципа разумной достаточности». Мне хотелось бы сделать так, чтобы на сцене люди жили, любили, ненавидели, чтобы люди в зале сопереживали им, искренне смеялись и плакали. Опера называется «Кыз Жибек», и при всей яркости образов Тулегена и Бекежана остается ее историей любви и лебединой верности, историей женского самопожертвования, – отметил режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе.
Новая постановка – это большой полноценный спектакль, в котором открыты многие музыкальные купюры.
– Я думаю, что спектакль должен получиться цельным, динамичным, с очень живой игрой как главных героев, так и всех артистов. В новой постановке легендарной оперы основной задачей было сохранить дух спектакля, наши традиции, менталитет, те образы, которые были заложены композитором и автором либретто, предав ему новый взгляд, новое видение посредствам современных технологий, сценографии, интересных режиссерских решений, – добавила главный хореограф Гульжан Туткибаева. – В опере замечательная музыка, много танцевальных фрагментов, которые несут как самостоятельную роль, так и вспомогательную. Танцевальные номера позволяют придать спектаклю динамику, усилить образность и эмоциональное состояние персонажей.