В театре имени Мусрепова поставили пьесу о моральном долге детей перед своими родителями.
Новая постановка режиссера Фархада Молдагали носит название «Баянсыз бақ». В основу драматургии лег спектакль «Дальше – тишина…», который с успехом шел на советской театральной сцене во второй половине минувшего века.
Постановка рассказывает о большом американском семействе Куперов. Пожилые люди, Барклей и Люси, разорены, их дом заложен, и они просят своих состоявшихся благополучных детей оплатить им скромное жилье. Но пятеро, казалось бы, любящих детей не торопятся выполнять просьбу стариков…
Спектакль «Дальше – тишина…» хорошо знаком зрителям старшего поколения. В 1978 году киносценарий американского автора Виньи Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» адаптировал для сцены Анатолий Эфрос. Образы двух главных героев воплотили Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Поставленный на сцене театра Моссовета, а затем вышедший в телевизионной версии спектакль стал культурным событием – трогательность и обаяние корифеев сцены никого не оставляли равнодушным.
Пьесу стали ставить в других театрах, в том числе и казахстанских. Так, в 1980-х спектакль вошел в репертуар театра драмы имени Ауэзова – постановка шла при полных залах.
По первоначальному замыслу, история семьи Куперов должна была обнажить проблемы Великой депрессии в США, тяжелого экономического положения простых американцев. Но Эфрос и последующие постановщики сфокусировали историю на проблеме взаимоотношения отцов и детей.
По этому же пути пошел и Фархад Молдагали. Режиссер подчеркивает, что сегодня настало время обратить внимание зрителей на поднятую в пьесе проблему – все чаще и чаще дети отправляют стариков доживать свой век в дом престарелых.
Пьеса весьма непроста для постановки, изначально в ней мало действия, при этом на сцене присутствует много персонажей.
Динамизм достигается за счет игры актеров, драматических монологов, музыкального сопровождения и сценических эффектов – смена декораций в спектакле происходит вращением сцены, что придает постановке драматургическую подвижность.
Образы главных героев воплотили заслуженная артистка Республики Казахстан Гульжамал Казакбаева и заслуженный артист Казахской ССР Сагызбай Карабалин. Опытные исполнители создали глубоко трогательные образы, возникает ощущение, что актеры не играют роль, а живут на сцене.
Сценография и режиссерские решения погружают в атмосферу Америки первой половины минувшего века – пришедших на спектакль встречает маленький оркестрик, исполняющий блюзовые композиции. К тому же историческому периоду отсылают декорации и костюмы. На фоне этой безмятежной обстановки разворачивается подлинная драма: дети разлучают стариков, проживших в любви и согласии 50 лет. Отца забирает к себе одна из дочерей, а мать отправляют в дом престарелых.
Особенно трогательным получился эпизод в ресторане, куда Барклей приводит Люси в последний раз, чтобы вспомнить, как они ходили сюда в молодости. Проникнут внутренним драматизмом ключевой момент спектакля – сцена прощания пожилой четы. Молчание стоящих на перроне героев усиливает трагизм ситуации – прожившие полвека и сохранившие любовь люди должны расстаться до конца своих дней.
Название спектакля «Баянсыз бақ» воспринимается как метафора. Всю жизнь Куперы создавали семейное гнездо, возделывали свой сад, но выяснилось, что счастье это получилось непрочным. Поставив американскую пьесу, авторы стремятся обратить внимание зрителя на проблемы нашего общества, напомнить об исконной традиции почитания своих стариков.