Школы нового века: система образования в Казахстане активно изменяется

Школы нового века: система образования в Казахстане активно изменяется

Реформы, которые затрагивают наш социум, характерны и для системы образования. В настоящее время в этой сфере реализуются очень важные проекты.




Комфортные школы


В 2023 – 2025 годах в рамках проекта «Комфортная школа» планируется построить школы нового формата на 800 тысяч учащихся. Школы на 300, 600, 900, 1200, 1500, 2000, 2500 мест строились по единому стандарту. Проекты новых комфортных школ будут отличаться созданием безопасной образовательной среды, эстетической привлекательностью, высококвалифицированными кадрами, новым содержанием образования по предметам начального, среднего, общего среднего образования.


При этом образовательные программы каждой школы будут составлены с учетом региональных особенностей локации. Кроме того, в строящихся комфортных школах будут отдельные блоки для начальных и средних классов. Количество спортивных залов рассчитано в соответствии с требованиями государственных общеобразовательных стандартов. Спортивные залы для дошкольников, начального, среднего и старшего звена размещены в отдельных блоках. Физкультурно-спортивные площадки и поля оборудованы для подвижных игр. Столовые с обеденным или буфетным залами также располагаются в отдельных корпусах для дошкольников и учащихся с 1 по 11 классы. Также будут организованы кабинеты физики, химии, биологии с учебными лабораториями, компьютерные классы, кабинеты с современным оборудованием, а также кабинеты развития логики, STEM-лаборатории, кабинеты робототехники.


Только за последние три года были открыты и сданы в эксплуатацию 592 новые школы. Однако в стране по-прежнему существует около 140 трехсменных школ.


Проект «Комфортная школа» был принят, дабы решить проблемы трехсменного обучения, ветхих школ, а также заведений, не отвечающих современным стандартам. Образовательная программа каждой школы учитывает особенности региона. В проекте «Комфортная школа» акцент делается на формировании здорового образа жизни у детей. В целом, запуская эту инициативу, министр просвещения заявил, что для реализации проекта «Комфортная школа» необходимо срочно обучить до 2026 года 120 тысяч учителей. Однако, исходя из фактических данных, выходит, что из более чем 200 тысяч специалистов, окончивших учебные заведения по педагогическим специальностям за последние 5 лет, только 55 тысяч трудоустроены.


При этом 31 000 из более чем 200 000 специалистов прошли обучение по гранту, и только 55 000 выпускников трудоустроены. Где же остальные выпускники? Огромная сумма средств, выделенных государством, пропала даром? Асхат Аймагамбетов, которого не устраивает этот показатель, считает, что выделять дополнительные гранты и обучать кадры для обеспечения учителями школ, которые будут построены по проекту «Комфортная школа», не нужно.




Преимущества проекта


«Комфортная школа» – беспрецедентный по значимости и масштабу Национальный проект.


Проект имеет 8 основных преимуществ.


1. Учащиеся начальной и старшей школы учатся в отдельных блоках здания школы. Соответственно, у них будут свои учебные классы, спортивные залы, туалеты.
2. Обеспечена безопасность детей. В каждой школе установлены видеонаблюдение и звуковая сигнализация.
3. Учащимся предоставлены индивидуальные шкафчики для хранения школьных принадлежностей и переодевания. Создаются условия для чтения, отдыха и творчества.
4. В школах имеются современные кабинеты физики, химии, биологии, робототехники, в каждом классе установлены соответствующие экраны, учащиеся могут подключаться к интернету.
5. Созданы все условия для детей, нуждающихся в специальном образовании.
6. В зависимости от возраста детей рассматривается несколько спортивных залов.
7. Учителям также уделяется особое внимание. Им будут предоставлены кабинеты, профессиональные зоны, дополнительные учебные или переговорные комнаты, а также персональные компьютеры, подключенные к сети интернет в каждом классе.
8. Комфортабельные школы играют роль общественного центра. Особенно это коснется сельской местности.Кроме того, недавно открытые школы также будут служить ресурсными центрами для трудоустройства детей. Еще стоит отметить, что «Комфортные школы» строятся по одному стандарту как в селе, так и в городе. Не только директора, закрепленные за школой, но и любой гражданин страны может в режиме онлайн следить за ходом строительства школ с помощью интерактивной карты или IP-камеры и знакомиться с соответствующими документами школы.


В целом ожидается, что к 2026 году в стране будет выпущено еще 100 тысяч педагогов. Однако есть ли спрос на такие кадры в стране? На самом деле, кажется, что в этой области нет кадрового дефицита. Если будет построено больше школ, потребуется около 40 000 учителей. Понятно, что часть этих учителей будут преподаватели, которые сейчас работают в школе в три смены. Конечно, они перейдут во вновь открытые школы. То есть уже понятно, что выделять дополнительные гранты и обучать дополнительные кадры не нужно. Поэтому пора обратить внимание на качество, а не на количество учителей. Нам хватает специалистов, работающих в торговых центрах с дипломом преподавателя. 


Кроме того, в последние годы нет недостатка в актуальных проблемах в сфере образования. Существуют разные мнения о повышении квалификации директоров школ и их обязанностей. Мнения в обществе разделились. Одни говорят, что директор школы должен нести ответственность только за качество образования, а многие говорят, что он отвечает за финансы, выделяемые на школу, экономику и дисциплину учащихся. Однако нет закона, который утверждал бы, что директору нужно быть еще и менеджером, и бухгалтером. 


Каждой школе нужен директор. Если школ по городу 1000, то нужно найти 1000 директоров. Логично, что ими становятся действующие замдиректора по научной или воспитательной работе. Поэтому было бы лучше открыть специальные курсы по повышению образования директоров школ в стране и сосредоточиться на совершенствовании их работы. В связи с этим многие молодые школьные руководители задаются вопросами. Как вы собираетесь развивать процесс обучения и проводить кружки и факультативы? В каком направлении должна быть школа? Каков ее стратегический план? Как согласовывать бюджет на душу населения? Как работать с попечительским советом? Поэтому, дабы избежать проблем, директора школ в стране будут назначаться с момента начала строительства учебного заведения.


Министр просвещения Асхат Айма­гамбетов заявил, что директор должен не только руководить школой, но и следить за ходом строительства и быть главным наблюдателем. Также учителя набираются заранее и проходят специальные курсы по менеджменту и лидерству. По словам министра, это позволит обеспечить новые школы квалифицированными учителями и повысить качество образования. В ближайшие два года из республиканского бюджета будет выделено 2,6 трлн тенге на строительство школ в Казахстане на 842 тысячи учащихся.


Кроме того, за последние 3 года количество учителей увеличилось на 1 млн и на сегодняшний день достигло 3 700 000 человек.


Помимо качества образования, будет проводиться работа по укреплению межэтнических отношений среди школьников.




Что такое цифровой профиль?


В целях повышения качества системы образования Министерство просвещения предприняло еще одну хорошую инициативу – проект цифрового профиля учителя. В чем преимущество этого проекта? Информация об учителе и его достижениях будет публиковаться в профиле. 



– Профиль будет представлять собой единую систему, которая поможет учителям получать различные услуги. Если учителю необходимо участвовать в конкурсе на вакансии, подать документы на аттестацию, конкурсы на звание «Учитель года», заявки на участие в курсах, то можно будет сделать это автоматически. Таким образом, все доступные и необходимые данные берутся из Национальной базы данных образования, – сказал министр просвещения. 



В настоящее время внедряются инновационные методы преподавания предметов, а необходимые учебные материалы переводятся в цифровой формат.


Начата работа по переводу учебников в цифровой формат. Дети будут иметь доступ к цифровым урокам, упражнениям и заданиям в дополнение к традиционным печатным изданиям в школе. В связи с этим в обществе горячо дискутируется вопрос о том, сколько по времени будут использоваться планшеты учениками. Учебники доступны в обычном традиционном бумажном и цифровом форматах.


Согласно специально утвержденному правилу для учащихся 1-х классов установлено 15 минут использования электронных девайсов, учащимся 9–11 – не более 30 минут. Комитет санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава вынес на обсуждение проект новых санитарно-эпидемиологических требований к объектам образования. В проекте документа будет изучена непрерывная продолжительность занятий с прямым видеотерминалом, персональным компьютером, планшетным персональным компьютером и ноутбуками на соответствие следующим критериям в течение учебного часа.


Согласно утвержденным требованиям в дошкольных группах (классах) и 1-х классах планшет будет использоваться 15 минут, во 2–3-х классах – 20 минут, в 4–5-х классах – 25 минут, в 6–8-х классах – 25 минут, в 9–11-х классах – 30 минут. Данные ограничения будут введены для предотвращения нанесения вреда здоровью школьников при работе с персональными компьютерами.


В любой сфере важна финансовая грамотность. В этом учебном году лекции по финансовой грамотности проходят 17 тысяч учащихся. Впервые сотрудники территориальных управлений Агентства по финансовому мониторингу провели лекции на тему «Финансовая безопасность» в школах и вузах и ознакомили молодежь с наиболее актуальными общественными проблемами в сфере финансовых преступлений.


При этом запланированы тематические занятия по видам и способам финансовых преступлений, в том числе с применением современных информационных технологий, блокчейнов и криптовалют. 


В дошкольных учреждениях Алматы не хватает воспитателей. Например, сейчас дефицит составляет около 35–40 процентов. Специализированные организации дошкольного образования остро нуждаются в таких специалистах, как логопед, логопед, музыкальный руководитель, медсестра, бухгалтер, помощник воспитателя. При этом, помимо нехватки специалистов, своей очереди в детские сады ждут 43 тысячи детей. Родители и дети надеются, что в 2023 году все эти проблемы будут решены.


Статья опубликована в  №1, от 05.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Школы нового века".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

17:05

16:42

16:27

16:09

15:44

15:23

14:59

14:35

14:12

13:47

13:20

12:58

12:30

12:08

11:45

11:26

11:17

11:03

10:29

10:17

09:32

09:30

09:16

09:00

21:38