Сегодня государственные услуги становятся все более автоматизированными, удобными и доступными, сообщает Vecher.kz.
Комитет миграционной службы регулирует вопросы миграции, следит за соблюдением закона и оказывает государственные услуги населению в сфере въезда, проживания и оформления документов, обеспечивая порядок и безопасность. Председатель комитета Аслан Аталыков подвел итоги 2025 года.
- Аслан Базарбаевич, расскажите, пожалуйста, чем занимается Комитет миграционной службы?
- У Комитета миграционной службы, если все объединить, есть три основные функции: первая - документирование и регистрация граждан, вторая - выдача разрешительных документов иностранцам, третья - это сугубо полицейская функция - обеспечение миграционного контроля, - разъяснил спикер.
Сегодня государственные услуги становятся все более автоматизированными, удобными и доступными. С каждым годом растет спрос на цифровые сервисы, что отражает доверие граждан и стремление к быстрому и качественному взаимодействию с государством.
- Всего миграционной службой у нас ежегодно оказывается порядка 8 млн миграционных услуг. С каждым годом спрос на эти услуги растет, - отметил полковник полиции.
С начала года комитетом миграционной службы выдано:
- 1,9 млн удостоверений личности;
- 1,1 млн паспортов гражданина РК;
- 303 тысячи детских паспортов.
После распада СССР Казахстан начал выпуск собственных паспортов и удостоверений личности. С 1995 года шла замена старых советских документов. Документы постепенно модернизировались: появились цветные фото, цифровые паспорта и поликарбонатные удостоверения с чипами. С 2010 года оформление полностью автоматизировано. С 2024 года выпускаются детские паспорта на 24 страницы и взрослые - на 36 и 48.
- Летом в СМИ сообщалось об изменении дизайна казахстанского паспорта. Какие элементы добавлены?
- Буквально с 3 июля этого года мы запустили новые образцы документов. Увеличили степени защиты. И в последнем таком образце появился барс и ряд других защитных элементов, которые позволяют нам выявлять так называемые подделки, - ответил председатель комитета.
- А почему именно барс? - Барс все-таки является символикой нашего государства, символом силы. "Сила" нашего паспорта она довольно-таки высока на сегодняшний день, - подчеркнул Аталыков.
В 2025 году казахстанский паспорт укрепил позиции в мировом рейтинге: граждане Казахстана могут без визы посещать 79 стран. Среди стран Центральной Азии Казахстан занимает лидирующую позицию, опередив Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Рейтинг возглавляют Сингапур (193 направления), Япония и Южная Корея (по 190).
В период с 30 августа по 15 сентября 2025 года проведенный комплексный аудит авиационной безопасности показал, что уровень соответствия казахстанского паспорта международным стандартам ИКАО составил 95,7%, значительно превышая мировой показатель (72%) и среднеевропейский уровень (87,9%). Это подтверждает высокий уровень защиты паспорта от подделок.
- Можете назвать самого старшего обладателя паспорта или самого младшего?
- У нас есть услуга выездного документирования. Наши сотрудники с чемоданчиком, в котором есть компьютер, фотоаппарат, стилусы для подписей, выезжают к людям на дом и документируют. В основном это для людей преклонного возраста. Самый старший гражданин Казахстана, который в этом году продокументирован, 1915 года рождения. Это уроженка Костанайской области, живет в городе Костанай. Также ее құрдас - уроженка Актюбинской области, 1915 года рождения. Людям по 110 лет. Дай Бог им здоровья еще, - рассказал спикер.
- Какие ключевые цифровые решения были внедрены именно в этом году?
- В 2025 году мы в тестовом режиме запустили такой пилотный проект как онлайн-документирование. В рамках этой услуги предусмотрена так называемая система биометрической идентификации. То есть искусственный интеллект определяет живость лица, качество фотографии, подходит ли она стандартам, нет ли там фотошопа. На следующий год, если тест будет успешен, намереваемся запустить проект в "боевую среду", - говорит Аслан Аталыков.
- Для граждан это удобно, доступно, быстро. А для самих сотрудников это как? Как повлияла цифровизация на их работу?
- Эффект цифровизации колоссален на самом деле. Почему мы переходим в онлайн? Это позволяет автоматизировать ряд процессов, высвободить от каких-то процессов наших же сотрудников. Ведь сотрудники миграционной полиции не только предоставляют услуги, они все-таки являются "фильтром", который фильтрует иностранных граждан: стоит ли им давать разрешительные документы, стоит ли их оставлять на постоянное проживание в нашей стране или давать гражданство. Теперь у них будет больше времени для этих вопросов, нежели заниматься рутиной, которая съедает много времени, - ответил страж порядка.
МВД Казахстана активно внедряет цифровизацию в сфере документирования. Электронное оформление паспортов теперь доступно не только внутри страны, но и за ее пределами - в 99 загранучреждениях в 71 стране мира. Казахстанцы за рубежом могут получить паспорт в течение 30 дней вместо прежних 6 месяцев. Работа по цифровизации и упрощению выдачи документов будет продолжена для еще большего удобства граждан.
- У нас есть система документирования населения, через которую осуществляется и генерация ИИН для граждан, и документирование казахстанцев. Там же проводится регистрация граждан - прописка, изготовление паспортов и удостоверений личности, - отметил Аслан Аталыков.
С 1 января 2026 года казахстанцы будут получать удостоверение личности бесплатно при первичной выдаче и замене по истечении срока. Эта уникальная практика, инициированная МВД, направлена на упрощение получения документов и снижение финансовой нагрузки на граждан.
- Первые удостоверения личности будут бесплатными при первичной выдаче. И, кстати, при замене удостоверений личности именно по истечении срока они также будут изготавливаться без оплаты государственной пошлины, - подытожил спикер.